Парфюмерный мир очень тесно связан с миром искусства, и речь сейчас не только про ольфакторные проекты, которые помогают лучше понять картины через специально разработанные ароматы. Даже на бытовом уровне запахи в помещении влияют восприятие арт-объектов: если пахнет резко или просто неприятно, людям уже не до высоких материй. Некоторые кураторы в этом вопросе очень щепетильны и даже подбирают для каждой новой выставки свой парфюм.
Специально для Flacon Magazine команды галерей из Москвы и Петербурга рассказали об ароматизации своих пространств. Мысленно переносимся в «Охру», a—s—t—r—a, «ТЕТА», Bad Gallery, Центр Art & Science ИТМО и Name Gallery. Ловим нотки лака, фруктовых благовоний и немного грудного молока (да-да).
a—s—t—r—a
Наша галерея окутана ароматом диффузора Dr. Vranjes Firenze Rosso Nobile. Флакон довольно большой, поэтому запах распространяется на все помещение. В композиции ноты винограда, фруктов красных ягод и фиалки — парфюмеры вдохновлялись тосканским красным вином.
Это первый аромат, который появился в a—s—t—r—a. Теперь он ассоциируется с нашим открытием, напоминает о празднике и радостных событиях, добавляет уюта в белое чистое пространство.
ТЕТА
В нашей дизайн-галерее предметы собраны по принципу «позитивного искусства». Они гармонично дополняют интерьеры и жизни людей, дают вдохновение. Запах, как и искусство, воодушевляет и пробуждает яркие эмоции, поэтому мы очень внимательно подходим к выбору аромата, которым будет наполнена галерея.
В выставочном пространстве нельзя жечь свечи, благовония или распылять спреи, поэтому атмосферу «ТЕТА» дополняет аромадиффузор. Посетители довольно часто спрашивают о запахе, и мы честно отвечаем, что именно такого в продаже нет — его сделали и подарили наши партнеры. Похожая композиция есть в диффузоре Wally 1925 Tabacco. Основные аккорды собраны так, чтобы усилить впечатления и опыт, полученный от соприкосновения с арт-объектами.
Табак, кокос, ваниль, бобы тонка и сухие фрукты — так пахнет позитивное искусство. Используем именно это сочетание, потому что в меру яркий, теплый и терпкий запах напоминает одновременно о вернисажах, концептуальных выставках и любимой картине.
центр Art & Science ИТМО
Мы не используем готовые диффузоры на постоянной основе, но относимся к ароматам как к части искусства. На некоторых выставках представляем ольфакторные проекты, основанные на воспроизведении определенных запахов.
Например, работа Ирины Королевой и Софии Егоровой «Духи для насекомых», где художницы воспроизвели запах растения-эндемика, находящегося на грани исчезновения из-за разливов нефти. Он составлен из нефтепродуктов и призван привлекать насекомых-опылителей.
Второй проект называется «Успокаивающее». Дарья Охрименко и Валентина Макарова создали большую скульптуру с запахом грудного молока. По задумке, рядом с этой скульптурой посетители могут расслабиться и отказаться от агрессии. Аромат воссоздали из искусственных компонентов в лаборатории. В целом ноту молока используют в парфюмерии, но она редко выступает главной. Яркий пример такой композиции — диффузор Show Me Love Medori.
name gallery
В нашей галерее пахнет лаком, свежесваренным кофе и личными бьюти-штучками работников. Кто-то распрыскивает духи, другие используют кремы для тела и рук. Иногда зажигаем пало санто.
Все это превращается в необычную композицию запахов, которая передает атмосферу самого пространства и людей, причастных к нему. Диффузор у нас стоит только в уборной комнате, сейчас это LiveFresh Cranberry Orange Spice. Пахнет пряностями, кислинкой клюквы и апельсина.
Нам важно, чтобы пространство отражало команду галереи и текущий проект. Сейчас мы не используем дополнительные ароматы кроме тех, что создает среда, но планируем уделить этому внимание. Правильное ароматическое сопровождение может дополнить восприятие искусства, подарить новые ассоциации.
Сейчас в галерее проходит выставка сюрреалиста Родиона Китаева. Для нее хочется найти диффузор, который пахнет росой, зелеными яблоками и хвоей.
охра
Фиджитал-галерея «Охра» специализируется на технологичном искусстве. В качестве одного из инструментов художники используют VR, AR или MR — технологии виртуальной, дополненной или смешанной реальности.
Чем пахнет VR? Первое, с чего начинается погружение, — легкий, почти пудровый, запах пластика и яркие, свежие ноты отдушек влажных салфеток. Само пребывание внутри виртуальной реальности и эмоции удивления, восторга и трепета похожи на нечто сладкое и цитрусовое, как сахарная вата с мандариновой долькой. А послевкусие остается как от кофе: теплым, глубоким и въедающимся в память еще на очень долгое время.
bad gallery
Галерея и медиа о современном искусстве Bad Gallery пока существует онлайн и представляет физические проекты на ярмарках искусства. Тем не менее мы планируем открыть офлайн-пространство и уже подбираем для него ароматы. Основной ориентир — культовые Tom Ford Tobacco Vanille, Le Labo Santal 33 и древесно-фруктовые парфюмы Diptyque. Это интересные, но понятные композиции, которые хорошо знакомы большинству гостей.
Так, классику Tom Ford напоминает свеча Habana Tobacco от Locherber. Сладкая, с приятной горчинкой табака. У Diptyque есть духи Philosykos, которые раскрываются древесными нотами с инжиром. Похожий аромат у диффузора Blue Fig & Santal Momacandle — тоже с инжиром, но более медовый, как варенье с сандалом и мускатным орехом.
В коллекции галереи есть вазы для благовоний из керамики и гипса. Хотим использовать их по назначению, поэтому нашли ароматы, которые идеально дополняют общую концепцию. Например, палочки Incense Sonia от Flame Moscow пахнут черным чаем, кожей, табаком и амброй. Еще один глубокий и насыщенный аромат — индийские благовония с сандаловым деревом ним.