Кажется, времена, когда россияне отмечали завершение рабочей недели пивом, а по субботам собирались с друзьями на коктейли, ушли (почти). В новом исследовании ВЦИОМ изучил, как за 20 лет в России изменилась культура употребления алкоголя. Неожиданно, но в последние годы все больше людей отказывается от спиртного.
Согласно результатам опроса, доля тех, кто вообще не пьет алкоголь, сравнялась с долей людей, которые регулярно употребляют алкогольные напитки (48 и 52%). При этом 20 лет назад пьющих людей было почти втрое больше, чем трезвенников (73 и 27%). То же касается и мифа о «пьющей» России. Распитие алкоголя воспринимается как национальная традиция всего 7% опрошенных (против 20% в 2004 году).
Женщины по-прежнему пьют алкоголь реже, чем мужчины. Однако трендсеттерами здорового образа жизни социологи считают младших миллениалов и зумеров. Именно они среди прочего активно продвигают «интервальную трезвость».
Основной критерий выбора напитков — цена. У потребителей алкоголя в фавориты вырываются пиво и вино. Первый напиток обожают зумеры и мужчины, второй — женщины. Среди любителей вина также оказались люди с высшим образованием и высоким доходом. А вот водка теряет народную любовь. Этот напиток выбирает всего 1% молодых респондентов.
Мотивы злоупотребления алкоголем остались такими же, как в 2000-х. Большинство таким образом старается снять стресс и напряжение, «запить горе» и т. д. Правда, мнение старшего поколения идет вразрез с остальными — оправдывать употребление алкоголя психологией они не любят. Чаще всего респонденты старше 70 лет уверены, что причиной злоупотребления спиртным является отсутствие силы воли и слабохарактерность. Похоже, что у бабушек и их внуков больше общего, чем кажется на первый взгляд.