По данным Всемирной организации здравоохранения, на 2023 год каждый 6-й человек в мире сталкивается с бесплодием. В нашей стране статистика еще более печальная: Росстат в данных за 2019 год указывал, в России от 17 до 24% пар физически не могут иметь детей (недавно правительство Москвы даже запустило репродуктивную программу, в которой женщины смогут проверить свой уровень фертильности и начать лечение в случае бесплодия).
Причины разные — бесплодие, напомним, в одинаковой степени и женская, и мужская проблема. Однако такой диагноз не приговор. Мы попросили женщин, которые столкнулись с бесплодием, рассказать свои истории. Спойлер: все со счастливым концом.
Екатерина, 37 лет
10 лет назад я вышла замуж, год спустя мы с мужем задумались о ребенке. До этого я регулярно проходила обследования, все было в норме. Мы перестали пользоваться контрацептивами — думали, что если у наших родителей же все просто было (по их рассказам), то у нас тоже все получится.
На 3-й месяц я заметила, что дело не движется. Менструации по расписанию, никакой контрацепции. Родственники тоже начали активно задавать вопросы из серии: «Когда уже за первым пойдете?» Я поговорила с мамой, рассказала, что переживаю, но она предложила не зацикливаться на ситуации.
Еще через полгода я начала бить тревогу — не было даже намека не беременность. Когда мы с мужем обратились к врачу, оказалось, что у нас все в порядке: спермограмма чистая, мое женское здоровье не подводит. Следующий год пытались зачать ребенка уже со стимулированием яйцеклеток и внутриматочной инсеминацией.
Не сработало. Диагноз — «бесплодие неясного генеза». Увы, так тоже бывает. Врачи не стали нас обнадеживать и сразу предложили ЭКО. Сразу скажу, сомнений у меня было очень много. Были мысли: «Ну как же так? Я же молодая еще», в голове всплыли все мифы про ЭКО — что оно якобы вызывает рак и т. д. Хорошо, что попался грамотный врач, который развеял все сомнения и показал исследования, доказывающие, что связи между ЭКО и онкологией нет.
Подготовка была долгая, в результате программы получили 4 эмбриона. Мне сделали 2 переноса, и наступила долгожданная беременность, которая прошла очень легко. Я родила девочку. Сейчас Насте 6 лет.
Ангелина, 23 года
Я всегда мечтала о большой семье и, хотя среди моих ровесников это было как-то не принято, очень любила детей, хорошо с ними ладила. В 19 вышла замуж за лучшего друга и по совместительству первую любовь. Все было идеально, он тоже хотел семью, решили не тянуть.
В 20 лет я пошла к гинекологу с жалобой на очень болезненные месячные. Тогда же мне поставили диагноз СПКЯ — синдром поликистозных яичников, довольно распространенное гормональное расстройство, при котором менструальный цикл нерегулярный и сопровождается отсутствием овуляции. Дополнением к первому диагнозу шел и второй — бесплодие: нет овуляции, нет и ребенка.
Первые полгода я была на гормональной терапии (во время нее беременеть нельзя). К сожалению, она не дала результата, вдобавок начала развиваться киста яичника. Уже второй врач отказался от меня — сказал, что не знает, как действовать в моем случае.
Морально мне было очень тяжело. В какой-то момент я начала сходить с ума, от безысходности стала верить в «березки» (существует миф, что для успешного зачатия женщине после секса нужно какое-то время лежать с поднятыми ногами — ред.), даже чуть не поехала к знахарке в деревню.
Винила себя — якобы даже свою базовую функцию выполнить не могу. Не подумайте, я не считаю, что у женщины единственное предназначение — это стать матерью. Вовсе нет. Но когда тебе больно, начинают лезть уже и такие мысли.
Меня очень поддерживал муж и родственники (вопреки всем стереотипам). Именно моя тетя посоветовала врача, который и смог решить проблему. Я уже была готова к ЭКО, но доктор убедил, что мы сами сможем зачать.
Сначала я сидела на гормонах, искусственно вызывающих месячные, затем цикл восстановился самостоятельно. Где-то через 3 месяца у меня была первая подтвержденная овуляция. Следующий шаг — уколы для стимуляции яичников, очень болезненные. В итоге долгожданные 2 полоски. Помню, что не плакала, а рыдала от счастья, и муж вместе со мной. 9 февраля у нас родился мальчик.
Анастасия, 45 лет
Я вообще никогда не хотела детей — думала, это не мое, боялась ответственности, неудач. Да и, честно говоря, не то чтобы мы живем в самом стабильном мире, который идеально подходит для размножения.
Так вышло, что в 30 лет я встретила человека, которого по-настоящему полюбила всем сердцем. Он моя полная противоположность: вырос в многодетной семье, обожал племянников и сам мечтал о детях.
Ради него я была готова пойти на все, даже дети уже не казались такой страшной затеей: что там до нестабильного мира, когда рядом он есть? Но все же возраст для беременности уже не самый легкий, никаких заморозок яйцеклеток до этого я не делала (тогда об этом было как-то не принято говорить открыто).
Пошла к врачу. А там… в общем, все, о чем я думала, в какой-то степени приобрело материальный характер. Оказалось, у меня эндометриоз (гинекологическое заболевание, при котором клетки, подобные эндометрию, внутреннему слою матки, разрастается в других органах, — ред.). Я помню, что этот диагноз стоял у меня в карточке давно, но мне до этого не было особого дела. Да и моему гинекологу, видимо, тоже.
К тому моменту у меня уже образовались спайки, что и спровоцировало бесплодие. Мы начали лечение, и беременность все же наступила, но закончилась выкидышем. Я помню, как просто запрещала себе думать об этом, ушла полностью в работу. Казалось, что если я не могу стать мамой, то должна проявить себя хотя бы здесь. Это было своего рода замещение.
Лечение продолжалось, и к концу терапии я смогла забеременеть и родить ребенка. Тогда мне было уже 36 лет. Помню, как беременная боялась, что вот сейчас точно все закончится, вот сейчас снова будет выкидыш. Первые 3 месяца я даже родителям ничего не рассказывала. Кстати, после родов я вышла в длительную ремиссию с эндометриозом. Врач сказал, что такое бывает и в этом смысле роды «действительно лечат».
Наталья, 38 лет
В 21 год я узнала, что у меня поликистоз. Цикл вроде был, но нерегулярный, овуляция не наступала. Когда вышла замуж и начала задумываться о ребенке, пошла к врачу. Он сразу сказал, что без подготовки ничего не выйдет, потому что у меня бесплодие на фоне гормонального дисбаланса.
Мне предложили сделать стимуляцию яичников, и после первой же процедуры наступила беременность. Родился мой старший сын. Через 2 года мы решили завести второго ребенка. Снова нет овуляции, снова не получалось самостоятельно забеременеть. На 2-й месяц повторной стимуляции наступила вторая беременность, родился второй сын.
В третий раз я уже забеременела сама. Врач даже удивилась, сказала, что впервые в ее практике фертильность восстановилась полностью.
Александра, 43 года
У нас тот самый случай, когда шанс на беременность был практически равен нулю. У меня за спиной аборт, почти уничтоженный кистой яичник и провальное ЭКО. Для остановки роста кисты я долгое время проходила гормональную терапию. У мужа тоже не все гладко: плохая спермограмма, малоподвижные сперматозоиды. Он тоже лечился (лазерным излучением) и избавлялся от вредных привычек.
Мне и мужу поставили диагноз бесплодие. В итоге первое же ЭКО провалилось. 2 врача отказались от нас, сказали, что шансов просто нет. Одна даже посоветовала «сходить к Матроне».
Но мы люди непростые, всегда были готовы справляться с трудностями. На отказ одного врача молча забирали справки и уходили к другому. За нас взялся только один репродуктолог, сразу сказал, что шансы есть, хоть и маленькие.
Второе ЭКО. Вышел только один эмбрион, его же мне и подсадили. Мы сразу почувствовали, что сейчас все получится. Один эмбрион не сдался — точно как мы с мужем. Так и вышло. Во время беременности мне практически полностью запретили двигаться, но я не соблюдала это ограничение. Помню, что даже роды были быстрые. Нашему сыну Саше сейчас 7 лет, и в жизни он настоящий борец.
Что скажут специалисты
Еще раз: бесплодие лечится? Спросили у врачей. Наши эксперты — врач — акушер-гинеколог сети клиник женского здоровья «Медок» Вера Тимонина и гинеколог-репродуктолог клиники DocMed ЭКО Янина Самойлович.
Бесплодие — состояние, при котором не удается достичь беременности после года регулярной половой жизни без использования средств контрацепции. Если женщина старше 35 лет, диагностические мероприятия можно начать еще раньше. Существуют разные виды бесплодия, и подходы к их лечению отличаются.
Отсутствие овуляции
Из-за поликистоза яичников, гормонального дисбаланса, возраста. Для диагностики этого состояния нужно провести УЗИ органов малого таза и фолликулометрию, чтобы отследить процесс созревания фолликула.
Решением проблемы может быть изменение образа жизни: поддержание здорового веса, регулярная физическая активность, стимуляция овуляции при помощи гормональных препаратов.
Нарушение проходимости маточных труб
Оно может быть связано с хирургическими вмешательствами, воспалительными процессами в органах малого таза, эндометриозом, врожденными аномалиями развития.
Выявить его можно через гистеросальпингографию — рентгенологический метод, который позволяет проверить проходимость маточных труб с помощью контрастного вещества. После этого пациенткам назначают лечение. В некоторых случаях врач может дать направление на операцию для рассечения спаек и коррекции анатомических аномалий.
Бесплодие маточного происхождения
Возникает из-за аномалий развития матки, спаек в полости матки, которые могут появиться из-за внутриматочных хирургических вмешательств или воспалительных заболеваний. Причиной также могут быть гормональные нарушения, которые влияют на состояние эндометрия и его способность к имплантации, аутоиммунные заболевания.
Эффективный метод диагностики помимо УЗИ органов малого таза — гистероскопия. Она позволяет изучить состояние полости матки, выявить патологию и в некоторых случаях сразу провести лечение, например удалить полип или рассечь спайку. При необходимости врач может назначить гормональную терапию.
Патология шейки матки
Например, рубцы, которые затрудняют продвижение сперматозоидов. Для постановки диагноза важно сдать анализ на инфекции, передающиеся половым путем, провести гинекологический осмотр и выполнить УЗИ органов малого таза. Лечение заключается в антибактериальной терапии при наличии инфекций, возможно оперативное лечение для устранения дефектов шейки матки.
Бесплодие неясного генеза
Диагноз ставится, когда заболевания как такового нет. В процессе обследования на амбулаторном этапе у супружеской пары не находят причины бесплодия: у женщины регулярный менструальный цикл, сохраненная овуляция и овариальный резерв, проходимые маточные трубы. В анамнезе нет указаний о ранее перенесенных гинекологических операциях. А у партнера фертильная сперма. Частота такой формы бесплодия — около 10%.
Проблема бесплодия не всегда связана с женскими факторами. Обследование мужчины также играет важную роль. Инфекции, передающиеся половым путем, нарушения гормонального фона, проблемы окружающей среды, стрессы могут влиять на качество спермы. Отсюда низкое количество или качество сперматозоидов, уменьшение их подвижности.
Для диагностики нужно проконсультироваться с урологом, сдать спермограмму, мазки на инфекции, передающиеся половым путем, при необходимости пройти гормональное обследование.
Варианты лечения — от коррекции образа жизни, гормональной терапии и антибиотиков для лечения инфекций до хирургических вмешательств, например для устранения варикоцеле (варикозное расширение вен гроздьевидного сплетения мошонки — ред.) или других анатомических аномалий, влияющих на качество спермы.
Подобрать правильное лечение может репродуктолог — врач, к которому следует обратиться как на этапе планирования беременности, так и по причине ее ненаступления.
Если в процессе обследования у пациентки или пациента выявляют причину бесплодия, которая поддается лечению и не создает проблем для дальнейшей беременности (например, полип в матке или поддающиеся лечению изменения в спермограмме), то до ЭКО, как правило, дело не доходит.
Если обследование и лечение пары тянется годами, но беременность не наступает, важно не упустить момент и вовремя решиться на ЭКО. Вероятность наступления беременности при ЭКО снижается с возрастом пациентки. Известно, что шансы забеременеть с помощью вспомогательных репродуктивных технологий у пациенток до 35 лет составляют в среднем 45%, а у пациенток в 40 лет лишь 18%.
Но и в позднем репродуктивном возрасте, если нет собственных яйцеклеток, отчаиваться не стоит. Для таких пациенток существует программа с донорскими яйцеклетками. При этом вынашивать беременность пациентка будет сама.
Если заболевание препятствует вынашиванию беременности (например, у пациентки отсутствует матка из-за хирургического вмешательства), существует программа суррогатного материнства. Помочь можно практически всем. Главное — не затягивать с обращением к специалистам!