«Я Олег. Таких, как я, один на миллион», — громко и уверенно говорит сочинский лашмейкер (или лашмен, как он сам любит себя называть) Олег Морару. Поговорили с мастером о заработке, предрассудках, стереотипах и реакции окружающих. Дальше — прямая речь.
«Я извращенец-самоучка»
Меня зовут Олег, мне 24. Уже 3 года я работаю лашмейкером. Я всегда раньше думал, что сам выбрал эту профессию, но со временем понял, что это индустрия выбрала меня.
Мне было 19, я работал в санатории. Хотелось чего-то нового. Все мои коллеги были сильно старше меня, казались настолько неперспективными — засели на своей работе и ничего от жизни не хотят. Я боялся, что стану таким же. Думал: «Неужели я всю жизнь проживу на работе за 20 тысяч и останусь никем?» Пообещал себе, что через 2 года уйду с этой работы.
Через 2 с половиной года мне написала сестра, лашмейкер: «Олежа, у меня тут место освободилось в студии. Не хочешь попробовать?» Я, не особо долго раздумывая, ответил: «Да, хочу». Тогда я, на самом деле, хотел стать психологом, посчитал, что это будет отличная практика — мы же все знаем, что такие процедуры отчасти психотерапия.
«Ну, поехали», — подумал я и начал обучение. Это было очень забавно, потому что я не особо понимал, что такое бьюти. Не изучал рынок, конкурентов, перспективы, а просто сразу окунулся в новый незнакомый мне мир. Никакие курсы я не проходил. Я извращенец-самоучка. Обучала сестра, а потом чистая практика.
О самом первом клиенте
Чувствую, как эта информация сейчас поменяет все представление читателя обо мне, но моим первым клиентом была моя жена. Она буквально подписалась на эту пытку — да-да, это было не наращивание, а настоящее мучение. После этого я, кстати, по одному глазу не наращиваю. Но жена терпела. Когда пошел 8-й час, она сказала: «Все, я встаю».
Сейчас я не могу понять, как можно потратить так много времени, но наращивание и впрямь заняло 8 часов: 4 часа на один глаз и 4 на другой. В итоге глаза получились разные — на одном был лисий эффект, на другом — кукольный. Она потом еще долго отходила от этой великой процедуры, но сейчас ходит ко мне.
Правда, это моя огромная боль: жена — это единственный клиент, у которого не держатся ресницы из-за того, что свои быстро растут. Поэтому, какую бы я работу ни сделал, как бы я ни постарался, неважно, какой объем, вся работа у нее исчезает через 3 недели. Поэтому она использует тушь. А я ненавижу тушь, это мой враг.
«Клиенты за 500», или Лучшие учителя
Если говорить о первом незнакомом клиенте, это тоже был треш, вспоминать больно. Есть такие клиентки — я их называю «клиенты за 500». Особый тип людей, которые постоянно ищут начинающих мастеров, приходят к ним и высасывают из этих неуверенных в себе новичков всю душу. Я этого хлебнул достаточно — у меня было много таких клиентов, несмотря на то что я быстро поднял прайс. Они чувствовали мой страх, как собаки, но они же были и моими лучшими учителями.
Была у меня легендарная клиентка. Я до сих пор помню ее лицо, ее ресницы, ее голос, хотя прошло почти 3 года. Она пришла делать 2D, а я еще не практиковал большие объемы. Она говорит: «Ну сделай мне 2D, еще добавь цветных, и все это побыстрее. Я потом в бассейн с подругой иду».
Я трясущимися ручками начал работу. Тогда я подписывался абсолютно на все проекты, чтобы быстрее получить опыт. Проходит 2 часа, я сделал только четверть работы. «Ну что, когда мы там закончим?» — прилетает мне вопрос. Я понимаю, что еще очень нескоро. Клиентка начала злиться. Весь сеанс я думал: «Пожалуйста, уйди, пожалуйста, уйди». Это было ад, но вот такие клиенты очень сильно закаляют. После нее я уже не стрессовал.
Благо в тот раз поддержала сестра — сказала, что от начинающего мастера она требует слишком многого. Еще через час: «Ну что там?» Ситуация патовая. Руки потеют. В итоге я закончил через 5 часов. Конечно, бассейн пришлось отменить. Клиентка была очень недовольна. На следующий день она мне еще и фото прислала, что у нее глаз покраснел. Обвинила меня.
Сейчас уже все спокойно. Я поднял прайс. Есть прямая корреляция между появлением таких клиенток и низкими ценами, это отмечают все мастера. Теперь я беру больше среднего по рынку, и ко мне идут те, кто просто хочет хорошие ресницы, а не «подешевле, и побыстрее, и еще дизайн необычный».
«Я мужчина, и это мое преимущество»
То, что я мужчина, — это мое огромное преимущество на рынке. Я никогда не сталкивался с негативной реакцией, даже наоборот. Иногда клиентки отмечают, что я очень деликатно работаю. А как иначе? Мне кажется, что это специфика «мужского» мышления.
Всегда сначала детально прорабатываю запрос — прямо как психотерапевт. Моя работа — это вообще наполовину терапия. Во время наращивания мы очень часто обсуждаем проблемы в отношениях (естественно, если клиентка сама хочет). Я, кажется, очень располагаю к себе. Иногда клиентки хотят получить какой-то мужской взгляд на проблему, а тут как раз я и ресницы.
Конечно, я не считаю, что мужчины-лашмейкеры лучше женщин. Наоборот, есть такие профессионалки, мне до них еще расти и расти! Но определенное преимущества в силу экзотичности есть, да и с маркетологической точки зрения я выигрываю.
Вообще я называю себя самым высокооплачиваемым лашменом, потому что других мужчин в сфере просто нет. Ладно, шучу, на самом деле есть, но их можно пересчитать по пальцам одной руки.
Про реакцию окружающих
Родители у меня поддерживающие. Тем более это сестра предложила заняться наращиванием, они практически сразу все знали. Грусть истории в том, что у меня мало друзей, но были знакомые, с которыми я встречался. И с ними повторяется одна история. Начинается все с «Че? Чем живешь? Чем дышишь? Кем работаешь?» Я отвечаю: «Лашмейкером». Сначала на лицах просто пустота: «Это кто?» Потом эмоция отвращения: «Фу, это кринж». Я всегда спрашиваю: «А в чем проблема?» Получаю стандартный ответ: «Это не по-мужски».
Я говорю: «А что может быть для мужчины более приятным, чем быть 24 на 7 в окружении женщин?» Вот в этот момент они задумываются. Конечно, их цепляет, что я зарабатываю больше, — работники заводов у нас получают меньше, чем лашмейкеры. Плюс у меня есть безграничный рост. Я сам выстраиваю свой график, полностью контролирую заработок. Потом мне даже писали: «Слушай, братан, а можешь обучить меня тоже? Я тоже хочу». Но так никто и не обучился, правда.
С женой проблем нет, она вообще у меня очень поддерживающая, даже несмотря на то что у меня в личке одни девчонки. Но я стараюсь не давать поводов для ревности, мой телефон всегда экраном вверх.
Про стиль в наращивании
Пол — далеко не единственное мое преимущество. У меня есть своя техника — очень хорошая, старая, забытая. В чем она заключается? Где-то процентов 90 мастеров работают пучками: берут 3–4 ресницы, формируют из них пучок и приклеивают сверху на ресницу. По факту они просто кладут сверху.
Что делаю я? Я не работаю в таких объемах. Мой максимальный объем — это 2D, все остальное очень плохо держится, страдает качество. Я беру одну ресницу, прикрепляю ее слева, но она смотрит направо. Потом беру вторую, прикрепляю ее справа, но она смотрит налево. И так с каждой.
Происходит «обволакивание» двух ресниц, их цепкость гораздо выше. Такая работа проносится отлично полтора-два месяца — я делаю ставку на качество.
Главный вопрос: сколько я зарабатываю?
Если мы возьмем самое классическое, простое наращивание, оно будет стоить 2 600 рублей. Мокрый эффект я оцениваю в 3 300. Добавить лучи или снятие старых — это еще 200–300. Максимум я беру 3 300 за один процесс наращивания. Для моего региона (Сочи) это чуть выше среднего, уровень Москвы и Питера, наверное.
Доход очень разнится от месяца к месяцу. В декабре одна сумма, в январе совершенно другая, потому что в декабре все хотят принарядиться перед Новым годом, а в январе нет денег. Получается примерно так: за 2 клиенток в день с графиком 6/1 и со своим средним прайсом я получаю 126 тысяч рублей.
Бонус — я могу регулировать свой график и заработок. Если захочу больше работать, то будет больше денег, и наоборот.