Этой осенью на Wink выйдет сериал про популярную в конце 80-х поп-группу «Комбинация». Мы пристально следили за бэкстейджами со съемок и в один момент поняли: нам это надо! Основная причина чисто эстетическая: макияж персонажей, который мы увидели на немногочисленных фото, выглядел как продолжение «Шоугёлз» или даже современной «Эйфории».
За грим на проекте отвечала команда визажистов Екатерины Одинцовой — ее макияжи вы уже могли видеть в фильме «Уроки фарси» или сериале «Два холма». О том, как Екатерина пришла в мир грима, а также обо всех деталях создания образов тех самых Russian Girls из группы «Комбинация» мы расспросили художницу лично. Готовьтесь: впереди много красивого и еще больше смешного.
Макияж для стриптизерш и практика в Большом театре
Мой путь в макияже начался классе в 9-м, когда я спонтанно стала красить своих одноклассниц на разные мероприятия. В целом мне это было очень близко. Нравился сам процесс: подбор помады и других продуктов под конкретного человека, да и результат был классный.
Потом выяснилось, что 10-й класс мне не светит из-за плохих оценок, надо было что-то придумывать. Подключилась моя мама. Она вообще не знала, что со мной делать, потому что я была непослушным и свободолюбивым ребенком. В какой-то момент она отчаялась и спросила: «Ну хоть что-нибудь тебе нравится?» И я сказала, что рисовать.
В то время мама преподавала в школе «Трансаэро», у нее было что-то вроде уроков макияжа для стюардесс. Ее отправили на обучение в крутую школу для визажисток, а там одна из преподавательниц посоветовала ей отдать меня в Театральный художественно-технический колледж — на направление, где учат гриму (запасным вариантом был «костюм»).
В итоге я пошла на подготовительные курсы. Регулярно ходила на рисунок, живопись, композицию, готовилась к вступительным экзаменам — в колледж был какой-то бешеный конкурс. Не знаю, как это произошло, но в итоге я поступила.
В колледже я училась долго и упорно. Это было начало 2000-х, в плане мейка и причесок тогда все было невероятно круто. Например, моя одногруппница осветляла себе волосы чем-то наподобие белизны, мы все экспериментировали с пергидролем. Самое веселье началось на 2-м курсе, когда теория закончилась и начался грим. Мы всем потоком делали себе этнические гримы и парики, а потом толпой шли на Ленинградский рынок пугать посетителей.
Было весело, но денег на пропитание, конечно, не хватало. Поэтому моя подруга Светка на летних каникулах пошла работать визажисткой в стриптиз-клуб, красила стриптизерш. А когда мы в сентябре вышли на учебу, я заметила у Светки новую сумку. «Откуда у тебя деньги?» — спросила я. И она мне рассказала. Я подумала, что тоже хочу так.
Возле метро я нашла «желтые страницы», это такой печатный аналог сегодняшнего интернета. Я стала его листать и обнаружила в нем рекламу клуба Golden Palace, куда набирали стриптизерш. Я решила позвонить им и напроситься визажисткой.
Позвонила и сказала: «Здравствуйте, я визажист, хотела бы у вас работать». В трубке ответили: «А я как раз хочу уйти в отпуск. Приходите, посмотрим, что вы умеете». У меня тогда не было даже набора кистей для макияжа, и я выдумала, что оставила его на другой работе. Но со мной поделились всем, что было нужно.
Чтобы вы понимали, я делала полноценный макияж первый раз в жизни. Единственное, что у меня было, — это референс популярного в нулевые мейкапа с высветленным веком и темной растушевкой. Как сейчас помню, получился черно-белый ядреный «кошачий» макияж, после которого меня в итоге взяли на работу. Конечно, я была в шоке.
Помимо этого я еще проходила практику в Большом театре, после которой мне вообще не хотелось идти в театр. Не знаю, к сожалению или к счастью, но вот такое у меня было начало. Получается, что с 2002 года и по сей день я работаю художником по гриму и просто обожаю свою работу. Постоянно ею вдохновляюсь, а даже если и выгораю, то нахожу вещи, которые вдохновляют меня заново.
Путь в кино
В кино я начала работать в 2003 году. В основном именно художником по гриму, а не ассистентом — как-то так вышло само по себе. Первый проект случился благодаря моей одногруппнице, которая предложила выйти в качестве художника вместо нее.
Съемки были во время сдачи диплома. Так как я была двоечницей, прогуливать колледж было страшновато. Но я все же выбрала работу и ни разу не пожалела. Мы снимали сериал для телеканала ТНТ. Забегая вперед, скажу, что меня оттуда почти уволили.
В день, когда мне надо было уйти на защиту диплома, я отпросилась у директора картины и со спокойной душой уехала в колледж, передав все свои дела ассистентам. Тогда я не знала, что надо было отпрашиваться еще и у режиссеров. На подъезде к колледжу мне позвонили: «Катя, надо срочно вернуться, тебя сейчас уволят, там какие-то проблемы с помадой». Но обратного пути уже не было.
После защиты я вернулась в студию, чтобы собрать свои вещи и уйти. Но за меня вступилась вся актерская группа, в том числе и популярный актер Женя Стычкин. Благодаря им меня вернули на проект, и я поклялась, что такого больше не повторится. Слава Богу, все обошлось.
Дальше были классные фильмы с Вадимом Перельманом, за полный метр «Купи меня» я даже попала в шорт-лист номинантов на «Золотой орел» за лучший грим. Это было круто, потому что в других фильмах использовали пластический грим, а в моей картине был именно макияж (хотя с пластическим гримом я тоже много работала, но на других площадках).
Еще одна важная для меня картина — это «Уроки фарси». За нее меня тоже номинировали, но в шорт-лист я уже не вошла. Тем не менее это проект, в котором я выложилась на 100%: там не было ни одного русского артиста, мы даже ездили в Берлин на снятие слепков с Ларса Айдингера — очень интересный опыт.
И еще один проект, который я бы хотела выделить, — сериал «Два холма», где первые два сезона я была художником по гриму. Мы вложили очень много сил, чтобы создать эту вселенную. У нас была концепция «невидимого макияжа», поэтому мы наносили все средства очень тонко и деликатно. Получилось супер, но из-за того что грима почти не было видно, никаких номинаций я не получила.
Стразы и парики: грим в сериале «Комбинация»
В «Комбинации» с гримом тоже все сложилось. Во-первых, благодаря режиссеру Никите Власову, который дал мне абсолютную свободу действий. Во-вторых, благодаря моей чудесной команде, которая помогла мне все это безумие осуществить. И в-третьих, благодаря нашим продюсерам, которые все-таки согласовали бюджет.
На проект меня порекомендовала художница по костюмам Анастасия Обыночная, с которой мы уже много раз вместе работали. У нас с ней шикарный творческий тандем, поэтому все образы для «Комбинации» тоже родились в любви и комфорте.
Когда мы обсуждали с режиссером концепцию, как должен выглядеть грим, у нас была дилемма. С одной стороны, это историческая картина, которая описывает эпоху. С другой, очень стильная история, околофешен, которую хотелось бы передать насыщенно и многогранно. В итоге сошлись на таком варианте: главных героев сделали на основе второй концепции, а все актеры массовых сцен стали отражением времени.
В образах главных героев мы старались максимально показать этот яркий всплеск 80-х. Ведь 80-е и 90-е — это тренд. Очень хотелось совместить характерный для того времени макияж с современным миром, потому что смотреть на правдоподобно накрашенные лица сегодняшнему зрителю уже тяжеловато.
Когда я создавала образы, то мечтала, чтобы современные девушки влюбились в них и хотели бы их повторить, а зритель запомнил бы эти макияжи и влюбился в наших актрис. Кроме того, мы подбирали грим с учетом внутренних изменений героинь в течение проекта. Раскрыть все карты я пока не могу, но это была полноценная глубокая работа с героем даже на уровне мейка.
Сложности у меня были с Лизой Базыкиной, потому что она блондинка, у нее такой нордический холодный блонд, а режиссер хотел сделать из нее брюнетку. Собственно, какой и была Татьяна Иванова, ее героиня. Мы должны были добиться портретного сходства. Сложность заключалась в том, что режиссеру хотелось видеть определенные прически, но с нашими сроками мы не могли сделать такое количество париков, хотя технически это возможно.
В итоге придумали смелый ход, который я еще не видела ни в одном проекте: работали и с ее личными волосами, и с париком в одном фильме. То есть в некоторых моментах мы не использовали парик вообще, скрывая цвет волос с помощью других приемов.
Признаюсь, Лизу мы замучили пробами грима. Поэтому в один момент у меня что-то щелкнуло, и я в нее безвозвратно влюбилась: в ее красоту, талант и обаяние.
Если бы не она, то я бы, наверное, и не сделала бы столько образов, потому что каждый раз, когда она приходила на грим, происходила какая-то магия. Она потрясающе играла, и меня это заводило и вдохновляло так, что я просто выжала 80% своего ресурса и отдала этому проекту. Я бы могла сказать, что и 100%, но я надеюсь, что у меня все еще впереди.
Если говорить про мейки подробнее, было много ресниц. На Насте Уколовой (Алена Апина) мы использовали пучки ресниц, которые имитировали изгиб D. Это достаточно пушистые пучки, которые выглядят очень мягко, поэтому изгиб помог создать эффект наивного, но при этом выразительного взгляда.
Для Лизы Базыкиной мы использовали ресницы-ласточки с изгибом С, а также пучки длиной до 14 мм. Получался острый взгляд, который придавал образу дерзости. Мы хорошо прокрашивали их тушью, а нижние ресницы отпечатывали прямо кисточкой туши на нижнем веке, чтобы сделать мейк более «грязным», с эффектом гранжа.
У Даши Руденок, которая играла Ольгу Ахунову, было два парика, в том числе с афрокудрями. Мы на ней тоже создавали что-то невероятное. По сюжету она была такой задорной девчонкой из театра, поэтому мы рисовали ей на глазах крылья летучей мыши, клеили стразы. Они, кстати, были от Swarovski (где-то в подсознании я вдохновлялась Пэт Макграт и сериалом «Эйфория»).
Полина Бухман (Юлия Козюлькова) была с бананом-накладкой на голове. Это я его так назвала, потому что он прямо ниспадал с макушки до бровей. По макияжам у нее все было попроще, а вот прическа была такая задорная в стиле 80-х. У Тани Струженковой (Зося) тоже была накладка из волос и очень яркие смоки. Она у нас играла клавишницу, которая очень переживает за свой инструмент.
Гаммы и оттенки менялись по ходу фильма в зависимости от сюжетных поворотов. По персонажам они не различалась — мы, наоборот, специально использовали одинаковые тени или помады, потому что в конце 80-х не было такого разнообразия в мире косметики, девочкам приходилось краситься одними продуктами.
И в конце я бы хотела добавить два слова о мужских образах. У было нас очень много мужских париков, и для того чтобы показать, например, жесткость характера, мы добавляли в парики волосы буйвола, потому что они более жесткие и совершенно по-другому держат волосы. Некоторые персонажи были заклеены волосами прямо по кругу. Брови, борода, бакенбарды — все на свете. У одного из героев было аж 7 разных образов.
Как вы поняли, это было очень насыщенное и плодотворное время, после которого даже я, человек, не слушавший русские песни, запела песни «Комбинации». Мы с командой сделали невозможное, и я очень им благодарна. Не каждый готов перерабатывать ради такого классного результата, а тут все выложились по максимуму.
Что в рабочем кейсе Екатерины
Очень сложно перечислить все средства! Их реально много, грим в кино — дело специфическое. Например, мы не используем контуринг — операторы добиваются теней на лице с помощью света, так все выглядит натуральнее. Но бывает, что я собираю селебрити на мероприятия, поэтому средства в моем кейсе должны быть стойкими.
Моим любимым тоном всегда был Dr.Jart, он подходил абсолютно всем. Но, к сожалению, его сейчас тяжело достать, поэтому я нашла замену — BB-крем Babor. Из консилеров я все еще пользуюсь средством Tarte Cosmetics, но так как его тоже у нас сейчас нет, иногда я беру Clarins на замену. Если нужно что-то поплотнее, руки тянутся к палетке Makeup Forever.
Мне безумно нравится пудра Shik. Наверное, если бы я ее забыла дома, то не вышла бы на работу — это мой маст. Еще из пудр я люблю продукты MAC, которые теперь не достать.
В случае с румянами тоже все сложно — я люблю палетку Dior Backstage, которую можно выцепить в Золотом Яблоке. А из того, что представлено у нас, я нашла красивые румяна Note в холодноватом оттенке 06, которые напоминают мне румяна Romanovamakeup Shiny Peach. Ими можно создавать эффект «поцелованного солнцем» лица.
Брови я создаю карандашом Vivienne Sabó 01 (аналога лучше пока не нашла) и розовым гелем Pusy из новой коллекции. На этом базовые продукты все. Этого более чем достаточно, чтобы сделать легкий и при этом стойкий мейк на каждый день.