Если вы хоть раз искали себе сухой шампунь, точно видели на полках в магазине яркие флаконы легендарной марки Batiste. Это один из самых популярных бьюти-продуктов в мире: каждую секунду в мире продается 3 сухих шампуня из линейки бренда.
Вспоминаем историю «сухого шампуня № 1» и разбираем его состав вместе с косметическим химиком и автором телеграм-канала «Косметика в лаборатории» Анастасией Панковой.
Из порошка в жидкость и обратно
Для начала вспомним, как вообще появился шампунь. Здесь мы пропустим историческую справку о том, чем мыли голову в Древнем мире и в Средневековье (коротко: с мытьем там было туго), и начнем отсчет сразу с XX века. В 1903 году немецкий химик Ганс Шварцкопф создал порошковое средство для мытья волос с ароматом фиалки.
По правде говоря, он был не первым в этом деле: предприимчивый индиец Дин Магомед еще в начале XIX века устраивал головам жителей Лондона пенные процедуры с порошком цветка champa, он же франжипани (отсюда и пошло английское shampoo, а позже и наш «шампунь»), а к концу того же века другой лондонец Кейси Херберт уже продавал в качестве шампуня порошок из мыльной крошки, смешанной с сухими травами (Шварцкопф позже изобретет похожий состав), но так и не запатентовал свой товар.
Жители других городов обычно довольствовались мылом из животного жира — от запаха оно, конечно же, не избавляло. Порошок Шварцкопфа здесь справлялся на ура, чем и завоевал признание покупателей. Средство нужно было разводить в воде и взбивать до состояния пены.
Стоило оно недорого и продавалось только в аптеке Шварцкопфа в Берлине. Уже в 1904-м пакетики с шампунем под маркой Schwarzkopf начали импортировать и в другие страны, а через 23 года бренд выпустил первый в истории жидкий шампунь — его сделал Ганс Шварцкопф — младший.
Примерно 13 лет спустя появился и первый сухой шампунь — звание изобретателя здесь получила американская компания Minipoo. В 1940 году они представили свое средство из фуллеровой земли — безопасного глинистого минерала. В 1971-м продукт доработали химики французского бренда Klorane: они представили первый сухой шампунь в форме спрея. В основе был ароматизированный тальк, который наносился на корни волос и абсорбировал кожное сало.
Краткая история Batiste
В 1975-м компания Schwarzkopf запустила линию сухих шампуней Batiste на своем производстве в Великобритании. Особенностью средств была запатентованная формула «без воды» на основе рисового крахмала. В отличие от других сухих продуктов, Batiste сохранял свежесть на несколько дней и не оставлял пятен.
По словам производителей, именно формула до сих пор выделяет средство на рынке: рисовый крахмал очищает гораздо эффективнее, чем кукурузный, который, как правило, используют другие бренды. Продукт так понравился покупателям, что американские парикмахеры специально ради него прилетали в Лондон и набивали свои чемоданы перед отъездом.
Через некоторое время бренд выкупила американская компания Church & Dwight. В 2001 году марка сосредоточилась только на изготовлении сухих шампуней (до этого они производили и обычные жидкие). В 2010-х компания расширила ассортимент: добавились разные отдушки, сухие шампуни для волос разного цвета.
Состав и экспертное заключение
Интересно, что состав самого продукта за почти 50 лет глобально не поменялся. Мы попросили косметического химика Анастасию Панкову разобрать его компоненты и вынести вердикт. Дальше — прямая речь.
У сухого шампуня Batiste на самом деле очень простой состав. Никакого волшебства тут нет.
- Butane, Isobutane, Propane — пропелленты, которые создают давление внутри баллона и позволяют спрею равномерно распыляться.
- Alcohol Denatured — денатурированный спирт — растворитель для компонентов.
- Fragrance, Limonene, Linalool, Geraniol, Benzyl Benzoate — парфюмерная композиция.
- Distearyldimonium Chloride, Cetrimonium Chloride — кондиционирующие катионные ПАВы, облегчают расчесывание сухих волос, снимают статику.
- Основной активный компонент — Oryza Sativa Strach — рисовый крахмал, именно он является абсорбентом излишек кожного сала, придаёт объем.
Важно также понимать, что сухой шампунь — это SOS-средство. Его не стоит использовать на постоянной основе, то есть чаще 2 раз в неделю. Иногда лучше просто помыть голову. В противном случае вы рискуете пересушить волосы и забить поры кожи головы. Последнее может привести к сыпи, шелушениям, зуду и даже алопеции.
аналоги Batiste: выбор эксперта
У Batiste есть и более дешевые аналоги. Если говорить о других вариантах на рисовом крахмале, мой абсолютный любимчик — «Прелесть» Professional Extra Fresh.
Из этой же серии с более маркетинговым составом — «Прелесть» Professional Invisiwear Volume & Shine. Если также нужен эффект жестких волос для стойкого прикорневого объема, можно обратить внимание на сухой шампунь TRESemmé Volumising с эффектом стайлинга.