Наша героиня Салта (@salty.salta) в 2018 году оставила карьеру в банке и переехала вместе с мужем и ребенком из Астаны в Берлин. Там она начала делать маникюр. Клиентов становилось все больше, и через 3 года она открыла свой салон красоты Salt Beauty (@salt.beaty.berlin).
Поговорили с Салтой о том, как работает бьюти-индустрия в Германии, почему немецкие клиенты удивляются одноразовым инструментам и как часто местные девушки посещают салоны красоты (эта статистика вас, скорее всего, удивит). Дальше — прямая речь.
О переезде из Казахстана
Причина нашего переезда из Казахстана была довольно простой: хотели попробовать пожить за границей и построить жизнь в другой стране. Подавали документы на визы в Америку и Австрию, но нам везде отказывали. В итоге муж поступил в университет в Потсдам, а затем перевелся в Берлин.
До переезда я работала в банке менеджером. Потом ушла в декрет. Мысль о переезде витала всегда где-то в воздухе, и в 2016 году мы начали подготовку: учили немецкий язык в Гёте-институте до уровня B1 и копили деньги. Параллельно я решила пройти курсы по маникюру. Уметь делать что-то руками — это всегда перспективно. Да и работа в банке все же была не для меня.
Перед отъездом даже успела немного поработать в Астане, чтобы набраться опыта. Сначала на дому — сын тогда был совсем маленький, ему требовался постоянный уход. Поэтому клиенты ко мне приходили по особому расписанию: один прием в послеобеденный сон и несколько вечером, когда приходил муж и мог взять ребенка на себя. Затем я перешла в салон и проработала там несколько месяцев.
Когда мы переехали, я видела, как сложно мужу учиться. Просто так сидеть дома сложа руки я не могла, поэтому решила постепенно начинать работать (тем более что сын пошел в садик).
Бьюти-пространство из бывшего спортзала
В Берлине я сразу поняла, что здесь есть большая русскоязычная диаспора и у меня появится возможность работать с этой аудиторией. Так и получилось: наши клиенты — это в основном девушки из России, Украины, Казахстана и других стран СНГ.
Salt Beauty мы открыли 3 года назад. До этого я снова принимала клиентов на дому. Постепенно клиентская база начала расти, а люди все чаще спрашивали: «А почему у вас нет нормальной записи?» Эти слова заставили меня задуматься, что пора что-то менять. Мне хотелось создать пространство, где клиенты чувствовали бы себя комфортно, а я могла бы развивать свое дело и приглашать других мастеров.
Я начала искать помещение и совершенно случайно наткнулась на небольшое пространство рядом с домом — бывший спортзал площадью 30–40 кв. м. Его мы и арендовали. Так начался путь к полноценному салону.
Поначалу я работала одна. Вскоре появилась ученица, через какое-то время стали писать другие нейл-мастера и предлагать свои услуги. Постепенно команда салона выросла до 4 человек. Затем к нам присоединилась мастер-бровист, так мы расширили спектр услуг. Примерно через полтора года хозяйка помещения решила уйти на пенсию и предложила нам выкупить все пространство. Мы приняли это предложение и сделали капитальный ремонт, благодаря чему салон приобрел современный вид и стал тем местом, которым я горжусь.
Немцы удивляются одноразовым инструментам
Клиенты-немцы — лишь 10–15% от моей аудитории. В отличие от Казахстана, где каждый двор полон салонов красоты и есть привычка посещать их регулярно, здесь все иначе. Местные посещают салоны дважды в год: перед Новым годом и перед отпуском. Маникюр делают рядом с домом и только по необходимости — никто не поедет специально, как у нас, в модный разрекламированный в Instagram* салон в центре.
Более того, никто не понимает, как можно отдать за маникюр 60 евро (это средняя стоимость услуги в «русскоговорящих» салонах). В соседних вьетнамских ты платишь в 2 раза меньше. Я пыталась объяснить своим немецким клиентам, что наш маникюр вы будете носить до 4 недель, в то время как у вьетнамских коллег он держится в лучшем случае 2, но им это чуждо.
На макияж тут, например, вообще не ходят. Если у нас в Казахстане собраться в салоне на какое-то мероприятие или даже просто так — обычная история, в Германии об этом даже не задумаются. Здесь акцент делают на здоровье, спорте и ментальном благополучии. Для немецких женщин маникюр и бьюти-процедуры — это скорее исключение, а не обязательный ритуал.
Бьюти-индустрия в Германии значительно отличается от той же сферы в Казахстане или России. Нормы дезинфекции и стерилизации гораздо мягче, проверки происходят редко — раз в 5 или даже 10 лет. Многие салоны не используют оборудование для стерилизации, и это никого не беспокоит.
В нашем салоне мы все же придерживаемся стандартов Казахстана: одноразовые инструменты, перчатки и индивидуальные пакеты для стерилизации. Немецкие клиенты, приходя к нам, часто удивляются такому подходу и даже шутят, что наш салон напоминает больницу.
О конкуренции
За каждого клиента из постсоветских стран тут идет настоящая борьба. Конечно, сейчас целевая аудитория увеличилась, особенно после 2022 года. Но вместе с ней выросло и количество высококвалифицированных мастеров — многие приехали из России, Украины и Беларуси. Многие начали работать на дому, предлагая услуги по более низким ценам. Это разбивает рынок, и нам становится сложнее привлекать новых клиентов.
Но мы не сдаемся. Я продолжаю развиваться в бьюти-индустрии: недавно получила сертификаты для работы с аппаратом лазерной эпиляции, который мы купили в наш салон.
Плюсы Германии
Меня приятно удивило, насколько здесь ценятся равноправие и свобода. Никто не диктует, как должна жить женщина: выходить замуж рано, рожать детей одного за другим или следовать каким-то навязанным стереотипам.
Здесь я намного увереннее чувствую себя в плане развития своего стиля. Я всегда любила экспериментировать с внешностью и, как сказала моя мама, в Берлине наконец-то оказалась на своем месте.
Германия дала нам возможность построить новый дом, развить бизнес и почувствовать себя свободными. Однако к климату привыкнуть я так и не смогла. В Астане зимой бывало до –40 °C, и это тоже было одной из причин переезда. Вначале берлинские зимы с –10 °C казались мне настоящим раем. Спустя 6 лет пасмурная погода, вечный дождь и нехватка солнца превратились в настоящее испытание. Моя мечта — уехать куда-то, где теплее, например в Испанию, Италию или Америку, куда мы так и не доехали.
Бьюти-рутина Салты
У меня простое расписание: просыпаюсь в 7, собираю сына в школу, иду в спортзал или сразу в салон. Работаю до 16:00, после чего забираю ребенка и провожаю его на кружки или домой. Вечером мы готовим ужин, делаем уроки и отдыхаем.
Спорт — это моя отдушина, я занимаюсь силовыми тренировками и кроссфитом 4–5 раз в неделю. Это помогает бороться со стрессом и улучшает настроение в зимний период.
Из косметики я предпочитаю азиатские бренды и делаю ставку на уход. На моей полке в ванной стоит гидрофильное масло от SKIN 1004 и гель-гоммаж от Beauty of Joseon.
Увлажняю кожу тонером от Dr. Ceuracle и кремом CeraVe. Каждый день вне зависимости от погоды наношу SPF-стик Tocobo. Уход за кожей здесь для меня стал вызовом: с момента переезда у меня начался нейродермит, и я до сих пор ищу косметолога, который поможет мне справиться с этой проблемой.
Из декоративной косметики использую румяна и скульптор от Hourglass, блеск для губ Rhode и пудру-тушь от Shiseido.
*Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской на территории Российской Федерации.