Больше классного ретро. Стилистка Фелиция Малец о винтажных укладках
фото: личные архивы
/
волосы

Больше классного ретро. Стилистка Фелиция Малец о винтажных укладках

Она несет эстетику прошлого в массы

Вспомните див старого кинематографа: Марлен Дитрих, Грейс Келли, Мэрилин Монро, Софи Лорен. Помимо исключительного таланта их запомнили по знаковым образам, в которых прическа играла чуть ли не главную роль.

Ретростилистка и блогерка Фелиция Малец продолжает дело парикмахеров прошлого столетия, создавая сложные и исторически достоверные винтажные укладки. Мы поговорили с ней о старте в бьюти-индустрии, стиле и профессиональных лайфхаках. А наша бьюти-редакторка Инна устроила беспощадный тест-драйв укладки от Фелиции (ищите его в конце материала). Далее — прямая речь.

С чего все началось

Больше всего на меня повлияла мама, портниха и модельер. Она очень любит советскую киноклассику, а я с этим росла и вдохновлялась. Со мной рука об руку шла прошлая эпоха, и она была мне ближе, чем современность.

Полностью в винтаж я ушла, когда не принимала свое тело. Тогда, году в 2013-м или 2014-м, это было модно — времена группы «Типичная анорексичка». Мне было 15–16 лет, я еще не знала, кто я и кем хочу быть.

Тогда же я увидела фильм с Софи Лорен, а она тетя не робкого десятка. У нее нетипичная для современности фигура, она была совсем не худышка. Я подумала: «О боже, а что, так можно?» Пришла в восторг и подумала, что хочу быть как она.

После этого я начала просить маму шить мне определенные вещи: облегающие юбки, платья. Перестала носить мешковатую одежду. Стала потихоньку погружаться в этот стиль, узнавать больше про эпоху, в том числе и делать укладки.

фото: личные архивы
фото: личные архивы

У меня два образования, оба художественные. Когда я заканчивала учиться, у меня появилось много друзей из парикмахерского дела. Я только защитила диплом и размышляла, кем хочу работать. Моя подруга сказала: «Попробуй делать укладки». Я ответила: «Да кому они нужны, эти старперские прически?» Почему-то была убеждена, что они нравятся только мне.

На следующий же день все же взяла двух моделей на укладку, получилось очень классно. Я подумала: «Вдруг это реально мое призвание?» Начала брать больше моделей — по 4–5 человек в день. Тогда это занимало у меня много времени: одну укладку я делала 3 часа. Приезжала в 9 утра и уезжала домой в 3 часа ночи.

Я горела процессом — до сих пор люблю набирать моделей на весь день, делать что-то невообразимое, интересное, чтобы руки никогда не забывали навык. Я поняла, что нашла себя. Последние два с половиной года я занимаюсь только укладками.

О клиентах

У меня очень разные клиентки. Есть девочки, которым по 12–15 лет — они занимаются косплеем, им нужно сделать прикольную прическу. Есть творческие люди, например одна классная певица. Я постоянно делаю ей укладку в стиле 1930-х годов — finger waves. Она приходит только за ней, но ей это очень идет.

Но вот описать среднестатистическую клиентку сложно. В этом плюс моей работы: все настолько разные, я всех люблю, потому что нас связывает увлечение ретроэстетикой. Есть девушки-официантки, а есть женщины, у которых сто бизнесов, — это я и ценю в своей работе.

Мужчины-клиенты тоже есть. В Москве парни часто приходят на укладку в стиле Лоренса Оливье или Кларка Гейбла. Был и один парень с длиннющей копной — я делала ему классическую голливудскую волну. На тусовках он срывал овации, а я была в восторге.

Часто парней заставляют приходить ко мне их жены — мои клиентки. Обычно это происходит перед какими-то мероприятиями: жена красивая, хочет, чтобы муж соответствовал. Или же это парни из творческих профессий — редко какой обычный мужчина захочет себе делать что-то подобное на голове.

Ко мне однажды записались настоящие работяги, но для них это был скорее прикол. Просто посмотреть, что тут у меня происходит, как развлечение. Они похихикали, сделали фотографии, но я понимаю, что больше они никогда не придут.

фото: личные архивы
фото: личные архивы

Работала и на бурлеск-шоу: делала укладки для артисток и гостей. Со вторыми было сложнее: у меня был корнер, 15 минут на каждого посетителя. За это время надо было сделать что-то шикарное и чтобы оно продержалось всю ночь. Это отлично прокачало мои навыки. Было интересно посмотреть на результат работы: одна артистка трясла головой так, что мама не горюй, а прическа не развалилась.

Конфликтных ситуаций и недовольства со стороны клиентов никогда не было. Во-первых, это нишевая история, мы объединены общим интересом, отношения сразу выстраиваются позитивные. Во-вторых, часто клиентки — подписчицы моего блога, они приходят, чтобы пообщаться со мной, познакомиться.

На работе я стараюсь создавать приятную атмосферу. В салоне, где я работаю, у меня всегда шампанское, я ставлю ретромузыку. Для меня важен вайб праздника, девичника, чтобы было весело и комфортно. Конечно, все равно иногда нервничаю, переживаю, что что-то пойдет не по плану. Но спустя 2,5 года моей работы я знаю, как вырулить из 99% непредвиденных ситуаций.

О занятости и доходе

Занятость, как и доход, конечно, сильно варьируется. Укладка стоит 7 000 рублей, минимально у меня 5–8 человек в месяц — это стабильно. Количество клиентов сократилось с переездом из Москвы в Ереван: релоканты и репатрианты обычно приходят разово, а затем уезжают куда-то еще.

Но даже там есть костяк постоянных клиенток: девушки искусства, блогерки. Они приходят ко мне регулярно, иногда целыми группами. Недавно я делала укладку невесте и всем ее подружкам на свадьбу — их было 11 человек.

Я активно развиваю ютьюб-канал — снимаю развлекательно-исторические видео про известных женщин. Но будут ролики и про укладки: в русскоязычном сегменте такого контента просто нет. Я хочу продвигать винтаж в массы и расширять понимание людей о том, что это такое.

фото: личные архивы
фото: личные архивы

Еще я сделала видеокурс по созданию укладок для себя, поставила доступный ценник. Для всех, кто приобрел мои уроки, я всегда на связи. Говорю им: «Любой вопрос — не стесняйтесь, пишите мне. Важно, чтобы вы научились и не сдавались». Часто бывает, что с первого раза не получается, ученицы страдают, говорят, что у них руки не из того места. Нет! У всех руки из правильного места, надо лишь стараться, и все получится.

О стиле

Вся моя жизнь посвящена ретроэстетике. Я покупаю винтажные вещи, аксессуары (у меня даже есть очки 1940-х годов). Стараюсь поддерживать интерьер квартиры в этом стиле, никогда не выхожу из образа: даже трусы я покупаю с высокой посадкой, а на телефоне чехол в виде ретрокамеры.

При этом часто я миксую вещи, так как над винтажными порой нельзя даже дышать, настолько они в плачевном состоянии. Например, кофточка у меня из 1950-х, а платье современное, но с закосом под ретро.

Обычно люди реагируют на меня положительно, особенно пожилые. Часто ко мне подходят бабушки и говорят: «Ой, мы такую же прическу носили в молодости!» Мне очень приятно, что люди, которые застали ту эпоху, делают мне комплименты. В Москве в большинстве все очень аккуратные и понимающие: посмотрят и отвернутся. Но, бывает, и что-то рявкают. Но тех, кто ведет себя плохо, могу и в угол поставить!

Молодые же очень плохо разбираются в теме. Могут, проходя мимо, сказать что-то вроде: «Прикольно выглядишь, в стиле 80-х!» Я отвечаю им: «Твоя мама родилась в 80-х, неужели ты искренне считаешь, что люди тогда выглядели вот так?»

Да, мой образ уходит корнями в патриархальную эпоху, когда женщина могла быть только идеальной женой и матерью. Но сейчас мы отыгрываем роли этих домохозяек, проживая ту жизнь, о которой они, скорее всего, мечтали.

У них не было выбора, а мы показываем, что можем быть и отчаянными домохозяйками, и постоять за себя. Тут как в бурлеске, где женщина управляет и владеет ситуацией. Власть у нее, а мужчина не имеет права даже коснуться ее.

Но необязательно одеваться в стиле ретро, чтобы носить мои укладки. Я только за! Люди всегда экспериментировали, жизнь не стоит на месте. Сейчас мода — это симбиоз, когда рваные джинсы носят с выглаженной рубашкой. Вроде все намешано, но выглядит классно. Делайте что хотите, кайфуйте!

О конкуренции и дружбе в индустрии

В СНГ ниша винтажных укладок очень узкая. Если мы говорим о Европе и США, то там огромная конкуренция. Это неудивительно, это же изначально их культура. У них постоянно проходят бурлеск-шоу — Дита фон Тиз выступает чуть ли не каждую неделю.

В СССР же перенимали эту эстетику как могли. Да, были стиляги, но это все равно не было широко распространено. Поэтому у нас эта культура и не прижилась.

Из зарубежных мастеров мне нравится Sarah Necia, которая делает парики для Диты фон Тиз, Долли Партон, Алексы Деми. Она очень крутая. Из российских — моя подруга Мисс Крис. Она тоже делает парики, и это просто невероятный уровень. Для меня она эталон, я постоянно с ней советуюсь и очень ее уважаю. Вообще все, кто мне нравится из индустрии, занимаются париками, и мне сложно назвать тех, кто делает исключительно укладки, как я.

фото: личные архивы
фото: личные архивы

Я делала парик лишь однажды, подарила его подруге. Но работа с живыми людьми мне ближе, нравится общаться, отдавать и принимать. Над видеоблогом я работаю в одиночестве, не общаюсь с людьми, снимаю, монтирую, а укладки для меня — отличный шанс для коммуникации.

Хочу, чтобы как можно больше людей ходило с такими прическами. У нас с Крис один взгляд на это: надо, чтобы девушки из комьюнити дружили, поддерживали друг друга. Особенно в России: нас и так полторы калеки, мы не конкурентки, мы в одной среде. Нужно помогать друг другу, чтобы больше людей узнавало о нас и хотело вступить в эту тусовку.

Как сделать винтажную укладку

Стартовый набор минимален: расческа, невидимки и мусс для волос — все! Секрет стойкости моих укладок вовсе не в лаке, а в технике — я накручиваю очень много тонких прядей на одном ряду, фиксирую их зажимами, затем долго начесываю. Ну и, конечно, невидимки и сеточка — их у меня тьма. Сетки можно украшать бусинами и стразами, они практически незаметны на волосах, но держат укладку на месте. Опять же, их можно использовать не только с винтажными укладками.

Если вы боитесь держать в руках утюжок или плойку, то локоны можно накручивать на невидимки — эта укладка так и называется, pin curls. Влажные волосы накручиваешь на палец, закрепляешь, ложишься спать, а утром расчесываешься — и вуаля — роскошная винтажная укладка!

Топ моих продуктов: лак Kapous, он приятно пахнет вишней. Воск Authentic Beauty Concept — он и склеивает как надо, и фиксирует. У Ollin есть отличный мусс, придающий объем.

Обязательно советую щетку с натуральной щетиной — идеально вычесывает укладку. А так кроме лака, мусса и термозащиты (они у меня всегда разные) я редко что-то использую в работе.

Тест-драйв винтажной укладки

Наша бьюти-редакторка Инна всегда была поклонницей винтажной эстетики: еще в школе она пыталась подражать Дите фон Тиз и Ренате Литвиновой. Тогда ей приходилось делать все своими руками, получалось, по ее же словам, не очень. Поэтому, когда Инне выпал шанс протестировать на себе настоящую винтажную укладку, она была счастлива. Даем ей слово.

Фелиция сказала, что не дает гарантий, но обычно ее укладки держатся от 2 до 4 дней — зависит от типа волос и условий, в которые попадет уложенная голова. Даже такие сроки для меня были чем-то из области фантастики — мои волосы густые, тяжелые и прямые, так что они не держат укладку даже полдня.

Я полностью доверилась Фелиции, сказала, что она может делать с моими волосами что хочет и я буду рада всему. Это была чистая правда! Мне кажется, нет такой винтажной укладки, которая могла бы мне не понравиться.

Сначала мне намочили волосы (обычно голову моют, но в наших условиях это не удалось) и нанесли на них мусс. Затем Фелиция просушила их, концентрируясь на корнях для большего объема. Дальше в ход пошла плойка, а каждый завиток закреплялся зажимами. Я выглядела забавно, как те самые домохозяйки под фенами-куполами из старого кино.

После Фелиция поочередно начесала каждый локон, и начался удивительный архитектурный процесс. Она создавала невероятную конструкцию из волос, закрепляя их невидимками (их было много). Я просто не могла оторваться от зеркала и испытывала детский восторг уже на середине процесса.

фото: личные архивы
фото: личные архивы

В итоге у нас получилась роскошная объемная укладка в стиле 1940-х с завитками возле лба. Обычно я хожу с распущенными волосами, максимум с пучком или косами, так что это преображение сразило меня.

Я выглядела так, как мечтала, когда училась в школе. Фелиция закрепила укладку сеткой и подарила мне цветок на заколке — с этими аксессуарами прическа стала еще более исторически достоверной, а ветер был ей нипочем.

Я тревожный человек, поэтому боялась даже лишний раз повернуть голову, чтобы ничего не развалилось и я сохранила эту красоту как можно дольше. После импровизированной фотосессии я пошла спать. Сетки действительно спасали, но я старалась лишний раз не ворочаться.

На следующий день укладка выглядела так же хорошо. Я попала под дождь, но волосы остались безупречными. Столько комплиментов я давно не собирала, без ложной скромности, среди коллег я произвела фурор.

На третий день я заметила пару выбившихся прядей сзади — в сетке волосы все так же смотрелись отлично, но без нее было уже никак не обойтись. Решила распустить заднюю секцию — получились роскошные волны, так что я проходила еще день уже в новом образе.

На четвертый день мне захотелось вымыть голову — во-первых, жара, а во-вторых, волосы уже начали пушиться. Но это действительно отличный результат. Такая укладка меняет самоощущение — сразу хочется двигаться более плавно, быть игривой и кокетничать. Всерьез начала думать о смене карьеры в пользу бурлеска — в итоге решила, что могу совмещать.

Я бы с радостью повторила этот эксперимент. Сетки я сохранила — мне кажется, это недооцененный аксессуар, который может продлить жизнь любой прическе, необязательно винтажной.

что ещё почитать
волосы
5 быстрых причесок на выпускной
не больше 15 минут
6 июня 2024
лайфстайл
визажистка, которая перевернула индустрию красоты
что вы знаете о Шарлотте Тилбери
5 июня 2024
лайфстайл
8 красивых и практичных вещей из шелка
13 июня 2024
лайфстайл
а вы знали?
как связаны Франсуаза Арди и Comme des Garçons
13 июня 2024