В детстве практически все редакторы Flacon Mag мечтали стать актрисами. В итоге судьба привела нас в другие вузы и на другие факультеты (ни о чем не жалеем!), но интерес к недосягаемым, судя по количеству претендентов на место, театральным заведениям остался.
Решили выяснить, как живут будущие актрисы, и поговорили со студентками московских театральных вузов. Как проходило поступление, сколько времени они посвящают учебе и как собираются в университет? Читайте их рассказы ниже, дальше — прямая речь.
арина доленко
Школа-студия МХАТ, мастерская И. Я. Золотовицкого и С. И. Земцова (@d.olenko)
В 10 лет я пошла в театральную студию и начала буквально жить творчеством. У меня был фантастический педагог, который привил любовь к этому делу. Потом в старшей школе, когда пришло время поступать, я выбрала между театральным и международными отношениями. Но почему-то испугалась и подумала, что на последнюю специальность поступить будет проще. Думала, буду той самой девочкой «MGIMO finished» из социальных сетей. Я бросила театральную студию, начала вести псевдосветскую жизнь в лучших традициях международных отношений и, конечно, готовиться к экзаменам.
Спустя пару недель такого образа жизни я поняла: скучно и примитивно. Оказалось, театр — единственное, что я действительно люблю. Только он приносит такое удовольствие и свободу. Спойлер: это не всегда так.
Я очень организованный человек — сразу пошла искать информацию и прочитала, что в театральном студенты живут, но решила, что именно это мне и подходит. Честно говоря, если я сижу без дела пару часов, мне уже становится тошно, а здесь получается направить потенциал, работоспособность и силу в правильное русло.
Как проходило поступление? За мои скромные 20 лет жизни это был самый нервный и сложный период. Естественно, он совпал с пубертатом, временем, когда ты не понимаешь, кто ты и как себя показать. Почему? Просто не знаешь, что происходит у тебя в душе, кто ты и чего хочешь. Внутри тебя больше чувств, чем здравого смысла.
Есть несколько нюансов: документы театральный вуз принимает, только когда ты уже прошел три тура (пластический, вокальный, речевой) и творческое испытание, подать можно только в одно место. Необычно, правда? Дело в том, что все мастерские очень ревностно реагируют, когда абитуриент пытается усидеть на нескольких стульях сразу. А ты не знаешь, куда тебя возьмут. Иногда можно сделать ставку на один вуз и отказаться от места в другом, но слететь на последнем туре. Сложный и судьбоносный процесс.
Естественно, я хотела поступить в Школу-студию МХАТ, потому что выросла на спектаклях МХТ им. А. П. Чехова, при котором на школа и зародилась. Это была идея фикс, и, к счастью, все получилось!
Сейчас я учусь на 3-м курсе. Какой у меня распорядок дня? Все просто: с 10 утра до 10 вечера я в школе-студии. Без выходных. Каждый день. Что мы делаем в воскресенье? Иногда в расписании стоят пары, иногда вызывают на репетицию в театр. Часто мы репетируем сами.
Мое утро — это часто просто душ и кофе. Времени на что-то другое нет. Уже в школе-студии я могу накраситься для этюда. Кстати, для образов я использую свою обычную косметику. Отличие лишь в том, что все бьюти-продукты у меня универсальные: черным карандашом я могу делать не только макияж глаз, но и поставить мушку, нарисовать черный контур губ. Я как художник: пользуюсь тем, что есть в наличии, — не всегда хочется носить с собой всю косметичку. Синяки можно нарисовать тонями с добавлением красной помады. Вариантов миллион! Когда дело доходит до работы над образом, ты исхитряешься каждый раз по-новому. Это очень увлекательно.
В моей мастерской нет правил и замечаний, касающихся внешнего вида, но нам нужно спрашивать у мастера, если мы хотим кардинально изменить, например, прическу. В остальном же мастерам важнее твое внутреннее переживание на площадке. В киноиндустрии есть определенные требования, но в большинстве своем они касаются банальных правил гигиены: чистая голова, ухоженные руки, естественный макияж. Хотя однажды я записывала пробы, когда мой внешний вид был, мягко говоря, не очень (привет, последствия бессонной ночи). Но меня утвердили! У всех разный вкус — подстроиться невозможно.
глаша есипович
Школа-студия МХАТ, мастерская И. Я. Золотовицкого и С. И. Земцова (@its_glashaes)
Все свое детство я провела в Омском государственном академическом театре драмы. Мой папа — театральный композитор. Я всегда восхищалась актерами, меня интересовала жизнь на сцене, хотелось попробовать себя в разных амплуа. Как же меня это восхищало!
Сейчас я с радостью вспоминаю поступление, но это был сложный период. Почему? Нелегко справляться с разочарованием, когда проваливаешься на одном из туров. Несколько месяцев ты в подвешенном состоянии, а потом наступает та самая минута, когда оглашают список, это радость и облегчение.
Что бы я посоветовала тем, кто собирается в театральный вуз? Взращивать в себе личность. На пути становления артистом придется со многим смириться, возможно, многое утратить в процессе поиска себя. Следуйте внутреннему позыву, искореняйте стыд и, как говорится, мещанскую скромность. Не нужно стесняться самого себя. Человек — звучит гордо!
Скажу честно: сейчас у меня есть проблемы со сном. Я ночной житель, даже после тяжелого дня мне не всегда хочется спать. Возвращаюсь в общежитие в 11 часов вечера, готовлю себе ужин, репетирую, а потом случайно встречаю кого-то в коридоре — и все, ложишься в 3 часа ночи.
Как я справляюсь со следами бессонной ночи? Патчи — моя находка. Не знаю, что делала бы без них с мешками под глазами и отеками. Бывает, выпьешь на ночь чаю, а утром смотришь в зеркало заплывшими глазами.
На самом деле сейчас моя бьюти-рутина состоит в основном из ухода за полостью рта. Как бы это странно ни звучало, но зубы — основа нашего внешнего вида. Не знаю, как можно чувствовать себя здоровой и красивой, если у тебя кариес. Я могу проводить в ванной полчаса — отбеливать зубы, очищать их ирригатором, потом полоскать ротовую полость.
Раз в месяц я делаю ультразвуковые чистки лица. Театральный грим очень жирный, сильно загрязняет поры. Процедура дает мне снова почувствовать себя в своей тарелке.
Успеваю ли я сделать трехступенчатый уход до вуза? Не всегда. Иногда я игнорирую все: перестаю пользоваться масками, кремами, скарбами. Но, когда вновь появляется свободный час, я беру все свои банки и сразу чувствую себя по-другому.
кристина герстендорф
ВШСИ, мастерская О. И. Тополянского (@gerstendorf.f.f)
У меня сохранилось детское видео, на котором я говорю, что буду учиться во ВГИКе. Мне нравилось и петь, и танцевать, и выступать — казалось, что из этого и состоит профессия.
У меня не самая простая история поступления: первый год я училась в Щепке (Высшее театральное училище (институт) имени Щепкина), потом решила поступать в другой вуз. В следующем году прошла во ВГИК (кстати, на бюджет) и на платное отделение ВШСИ. Выбрала второе. Теперь это место — мой дом.
Чтобы поступить, нужно тщательно подходить к выбору материала для прослушивания: программа должна быть индивидуальная, интересная, оригинальная. Всем педагогам намного интереснее слушать абитуриента, который рассказывает новый материал, а не избитую «Некрасивую девочку» Н. А. Заболоцкого (одно из самых популярных стихотворений у абитуриентов). И не забывайте бороться за свою мечту!
Из-за того, что мы учимся и репетируем каждый день, я постоянно чувствую усталость. Как я справляюсь? Люблю умываться льдом, делать патчи и маски, делаю массажи лица, когда есть силы.
Я всегда умываюсь пенкой, потом наношу тоник и крем. Грим и салфетки очень травмируют кожу — чтобы еще больше не повредить ее, я жду, когда крем впитается, и только потом выхожу на улицу. Я стараюсь следить за уходом и помогать своей коже, когда есть время. Еще одна часть моей бьюти-рутины — лимфодренажные зарядки и прыжки.
Есть ли какие-то бьюти-требования в театральных институтах? Нет, но все 4 года лучше не носить брекеты. Конечно, запрета нет, но они влияют на речь.
алина емец
Школа-студия МХАТ, мастерская И. Я. Золотовицкого и С. И. Земцова (@alina_emec)
Как известно, в театральный вуз девочкам поступить тяжелее. Тактика была такая: я ходила на прослушивания во все вузы, но не во все мастерские. На второй год я поступила в Школу-студию МХАТ. Когда приходишь в театральное учебное заведение, чувствуешь душой, твое это место или нет. Думаю, педагоги выбирают студентов по такому же принципу.
В театральном институте учиться нелегко: позавчера я спала днем 3 раза по 15 минут. Я вообще уже забыла, что такое здоровый сон. Консилер мне в помощь! Румяна тоже помогают делать вид, что ты живой человек.
На 1-м курсе кажется, что все сложно. Самое главное — сила воли. Тебя начинают ломать — важно не потерять себя вот в этом водовороте. Сложно забыть о прежней жизни и принять, что теперь ты полностью отдаешься профессии и учебе. Иногда даже нет времени позвонить близким.
Раньше я жила в общежитии со своей однокурсницей, а сейчас переехала в одноместную комнату. Очень ценно иметь свое пространство, чтобы хотя бы 2 часа побыть одной. Мне нравится, что всегда кто-то рядом, но вечером нужно уделить время себе, иначе можно столкнуться с выгоранием.
Бьюти-рутина — обязательная часть моей жизни. Я не могу лечь спать, не смыв косметику. Сейчас я начала тщательно следить за своей кожей, потому что прошлой весной из-за стресса у меня начали появляться высыпания. Это меня тревожит.
Я пользуюсь уходовой косметикой, которую мне выписал дерматолог: мицеллярная вода, пенка, иногда энзимная пудра, тонер, увлажняющий крем, а утром еще добавляю санскрин. Сейчас на моей полке стоят банки Bioderma и La Roche-Posay.
Актеру всегда нужно хорошо выглядеть, потому что он должен привлекать к себе внимание. Каждый человек сам решает, что нужно сделать со своей внешностью. В любом случае всегда приятно именно чувствовать себя опрятно и чисто.
полина федорова
ГИТИС, мастерская А. А. Блохина (@polia_fdrv)
Поступление у меня проходило с потом и кровью. Я ходила на подготовительные курсы в Школу-студию МХАТ, там мне помогали построить программу для поступления, научили технично читать и показывать свою палитру. Но в первый год я не поступила.
Решила, что не нужно сдаваться, вернулась на курсы в школу-студию. Во второй раз я поступила, но в ГИТИС. Да, было обидно слететь с 3-го тура в Школе-студии МХАТ, тем более педагог видел, как я трудилась весь год (кстати, он и набирал курс в том году). Наверное, я перенервничала, мне не хватило энергии и сил.
Сейчас мой распорядок дня зависит от расписания, которое нам ставят накануне. Если я вижу, что утром появляется свободное время, то иду в спортзал. Каждый день у нас разные предметы. Например, завтра будет грим и фехтование. Вообще свободное окно — большая удача: можно заняться своими делами и немного отдохнуть, ведь репетируем мы даже на выходных.
Моей любимой дисциплиной, не считая актерского мастерства, была парная акробатика. Почему? Так круто летать в руках партнера! Самое классное ощущение наступает, когда у тебя получается расслабиться в роли: тебя ведет твоя интуиция, нутро, и ты соединяешься с героем. Эти пару секунд, когда ты ловишь себя на мысли, что едешь по волне, живешь ролью, бесценны.
В вузе мне никогда не делали замечания относительно внешности. Да, спереди у меня неровные зубы, но никаких комментариев на этот счет я не слышала. Но мой агент сказал, что эту проблему надо исправить. В целом я хочу это сделать, поэтому ее комментарий меня никак не смутил.
Мой стандартный макияж очень простой: тушь, румяна, гель для бровей. Мне нравится наносить румяна на щеки, нос, чуть-чуть на подбородок. Если у меня не хватает времени, чтобы сделать полноценный макияж, я просто укладываю брови. Часто получаю комплименты по поводу моих бровей. Вообще обычно я просто зачесываю их — так они выглядят очень легко и воздушно.
Иногда меня так придавливает одеяло по утрам, что я выбираю сон, а не макияж. Но уложить брови — обязательный этап.