Расставание всегда дается нелегко. Но одно дело уважительно попрощаться друг с другом, а другое — жить в постоянной тревоге, когда партнер не понимает, что вашим отношениям пришел конец. Или вообще узнать о расставании онлайн, а потом увидеть на экране надпись: «Вы заблокированы».
Поговорили с нашими читателями и записали их истории сложных отношений и расставаний. Заранее предупреждаем: без газлайтинга и гостинга тут не обошлось.
Соня, 21 год
Ничего не предвещало беды: мы дружили, потом начали встречаться. Все как обычно: прогулки, свидания. Спустя полгода я стала замечать, что будто бы требую от него внимания. Мне не хватало встреч и общения. У него были свои переживания и проблемы, которыми он не делился, был какой-то понурый.
В дни, когда мы виделись, он мог погулять час и сказать, что устал. Иногда приезжал ко мне, мы устраивали ночевки, отдыхали, тусовались вместе. Так продолжалось 4 месяца, но я все же пыталась понять, что происходит. Вдруг мы совсем перестали видеться.
Когда я в очередной раз написала, что мне это надоело, он предложил сходить в кафе. Там был бессмысленный разговор о будущем, в котором мне места не было. Посовещавшись с подругами, я решила написать ему очередной огромный текст, где предлагала все обсудить. Получила ответ: «Ты хочешь сейчас со мной поругаться?»
В итоге я решила с ним расстаться, но вдруг он написал, что завтра он срочно приедет со мной поговорить. Встретились, решили, что будет еще пробный период, свободные отношения. Это не сработало, мы расстались, но почему-то он решил, что расставание будет временным. Начал постоянно писать милые вещи, а когда узнал, что я стала встречаться с другим, как будто сошел с ума.
Несколько раз он ко мне заваливался пьяным, признавался в любви, стал системно вызывать у меня чувство вины. Однажды написал мне, что решил покончить жизнь самоубийством. Я удостоверилась, что с ним все нормально, и перестала общаться.
А он еще долго продолжал писать мне и просить остаться друзьями. Я сказала, что дружить мы не будем, но хотела бы разойтись на хорошей ноте. В один из дней он настоял на личной встрече, приехал ко мне и сказал: «Я осознал очень важную мысль. Жизнь — непредсказуемая штука. Я буду ждать тебя хоть 5, хоть 10 лет. Неважно!» И подарил мне книгу, подписанную: «Верни ее мне, когда у меня появится шанс».
Больше у нас не было никаких контактов. Но самое ужасное, что мы однокурсники, и сейчас он таращится каждую пару, на которой мы пересекаемся. Не подходит, ничего не говорит, просто смотрит в упор.
Инна, 27 лет
Мне было 20, я училась на 2-м курсе. Однажды в баре я встретила подругу в компании двух парней. Мы познакомились, один из них мне понравился. Мы начали общаться. С этого момента и начался мой путь в персональный ад. Тогда я была крайне нестабильной девчонкой: заниженная самооценка, пограничное расстройство личности.
Все развивалось супербыстро: мы переспали в тот же вечер, а после он уже говорил, что не представляет жизни без меня. Сейчас для меня подобное поведение — самый главный красный флаг и предвестник беды, но тогда я была просто в восторге. Еще бы — он был красивый, умный, старше меня (на тот момент ему было 28), работал на серьезной работе в солидной компании.
Первые месяцы все было как в раю: он писал мне целыми днями, забирал из универа, дарил подарки, говорил, какая я особенная и невероятная. Спустя пару месяцев мы съехались: я хотела сбежать из родительского дома, а тут такая прекрасная возможность.
Первый тревожный звоночек: договор аренды заключили на меня, у него не было паспорта. Сказал, что потерял, пока не восстановил. Странно, но ладно. Мы договорились, что большую часть платы за аренду будет вносить он, так как он зарабатывал в 2 с половиной раза больше меня.
Тревожный звоночек номер два: он не общался с семьей, жаловался, что все против него, а сестра и вовсе зовет его сумасшедшим. Но я была уверена, что они все неправы, мне-то виднее, что он за человек.
Потом все по классике: в мою жизнь начали незаметно проникать странные правила. Я не то ела, не те книги читала, не то думала и не с теми общалась — он был крайне убедителен и говорил, что желает мне блага. При этом он смог создать идеальный положительный образ в обществе: все мои друзья считали его харизматичным и очаровательным.
Однажды на Новый год я сильно перебрала и устроила прилюдную истерику, просила забрать меня. С тех пор мне начали методично внушать, что я алкоголичка, наркоманка и вообще неадекватная. Он запрещал мне курить, растаптывал пачки сигарет и скандалил. Я начала вести затворнический образ жизни, пытаясь стать стереотипной «идеальной женой», но и это не спасало от скандалов.
Он никогда не бил меня, но в гневе крушил квартиру и уничтожал мои вещи, пробил стиральную машину, разбил раковину и сломал все двери. После очередного приступа он подошел ко мне, забившейся в угол кровати, и спросил с жуткой улыбкой: «Ты что, меня боишься?»
Потом я попала в больницу с кистой яичника. Он нехотя приезжал и жаловался, что я требую слишком много внимания. Когда я вернулась из больницы после операции, я не поверила своим глазам: квартира была в ужасающем состоянии.
Такое ощущение, что он создавал этот бардак специально, потому что обычно ратовал за чистоту: вся посуда была грязная, по ковру равномерным слоем размазаны какие-то крекеры, в холодильнике пусто, бродит несчастная голодная кошка. С жуткими болями, в компрессионных чулках, я весь день наводила порядок.
Последние месяцы перед расставанием он демонстративно спал на полу, отказываясь от секса. Говорил, что я растолстела и подурнела. Скандалы продолжались, а у меня будто начались искажения в психике. Я стала верить, что он во всем прав, а я неудачница. Друзей, которые опасались за меня, я успокаивала и говорила, что все хорошо.
К концу года нашего проживания в квартире за аренду платила полностью я. На вопросы, куда уходит его немалая зарплата, он реагировал раздраженно, говорил про какие-то долги. Паспорт, кстати, так и не восстановил. Он стал часто ночевать не дома. Однажды, когда дома ночевала не я, внезапно испугалась, что в мое отсутствие может что-то случиться. Например, он выместит злость на кошке.
Однажды один человек из компании моих друзей сказал: «Если ты искренне считаешь, что твой парень в состоянии убить кошку, может, стоит завершить эти отношения?» Тогда у меня открылись глаза.
Я приехала с подругой собирать вещи. В одном из шкафов я обнаружила запрещенные вещества. Я села на пол и начала смеяться: у меня все сошлось. Стала понятна причина его перепадов настроения, вспышек агрессии и проблем с деньгами.
Так я вернулась к родителям вместе с кошкой. Первое сообщение, которое я получила вечером, когда он вернулся с работы, было не о том, где я, а о том, где вещества. Он так и не понял, почему мы расстались и в чем он был не прав. Эти отношения длиною в год оставили у меня жуткое ПТСР. Я очень сильно его боялась, прошел этот страх, кажется, только в прошлом году.
Лиза, 22 года
Мы познакомились с молодым человеком через друзей. Меня зацепили его харизма, чувство стиля, какая-то яркая маскулинность во всем: когда я его обнимала, мне казалось, что я дотрагиваюсь до чего-то сильного.
Первое время наши отношения были сказкой: прогулки, объятия и поцелуи в кино, его романтические выходки, отличный секс. Мы прошли через все этапы: от прекрасного тинейджерского конфетно-букетного периода до первых трудностей и барьеров, которые преодолевали ради нас обоих.
Все изменилось одной осенью. По работе ему нужно было на пару месяцев уехать в Нижний Новгород, он позвал меня с собой. Ожидания: ты летишь со своим любимым человеком в город, в который очень хотела попасть, это ваша первая совместная поездка за пределы Москвы. Реальность: уже в самолете вы начинаете ссориться и последующие несколько дней мучаетесь от нахождения в одной комнате. Я вернулась в столицу, а он продолжил работу в Нижнем, договорившись, что приедет на мой день рождения.
Нас разделяли десятки тысяч километров, хотя в 2023 году это уже не проблема — всегда можно переписываться, созваниваться и обмениваться «кружочками». Так думала я. Только со дня возвращения в Москву я не получила ни одного сообщения.
Так продолжалось 3 недели, оставался один день до моего дня рождения. К этому моменту я уже приняла новый статус свободной девушки. В этот день Женя написал мне, собираюсь ли я устраивать тусовку, на что я, максимально сдерживая обиду, ответила очевидное «нет». Тогда он попросил у меня 10 000 рублей до следующего дня и уточнил, что очень хотел бы встретиться завтра, то есть в день моего рождения.
В день икс я думала о нашей встрече полдня, но, так и не дождавшись приглашения, написала сама. Он попросил приехать к его дому ближе к вечеру. Когда я была уже готова вызывать такси, меня буквально слили. Встреча отменилась, а я так и не получила от Жени ни поздравления (даже в двух словах), ни свои 10 000 рублей. Через 5 дней я напомнила про деньги. Он позвонил и сказал: «Привет. Я звоню, чтобы сказать тебе прощай. Я больше не хочу с тобой общаться».
Свое отношение к этому звонку я так и не определила: с одной стороны, он не хотел пропадать без объяснений, с другой — взрослые люди могут расходиться молча, тем более что мы уже несколько недель не общались. Деньги он мне отдал. Только возвращал частями и гораздо дольше обозначенного срока.
Игорь, 23 года
Когда мне было 18 лет, я встречался с девчонкой. Стоит сказать, что начались отношения как-то сумбурно, мы плохо знали друг друга, а за весь период отношений виделись всего 10 раз. Так что это все никому особо не было нужно.
После 2–3 месяцев отношений начинается что-то странное: она полностью игнорировала меня в Telegram по неделе. Я парень спокойный, неревнивый. Решил не надоедать ей. На вопрос: «Что у тебя случилось?» — я получил короткий ответ. Моя девушка сказала, что у нее психическое расстройство.
Я пытался узнать, что именно случилось и чем я могу помочь. Позже предложил посетить специалиста. Меня игнорировали пару недель, а потом заблокировали во всех социальных сетях. Я не понимал, что происходит, хотел увидеться и помочь, но меня не пускали. Спустя еще неделю мне приходит сообщение: «Надо расстаться, я ложусь в психиатрическую лечебницу».
Анастасия, 20 лет
Я год встречалась с молодым человеком, в какой-то момент он решил разорвать наши отношения. Он дождался момента, когда у меня пройдет день рождения, чтобы поздравить, а потом сделать «хороший подарок» в виде расставания. Бросил он меня по переписке, не говоря ни слова о расставании или отсутствии чувств.
Понятное дело, я очень страдала, переживала, не ела, все было очень плохо. И он мне решил написать через день, называя меня так, как в отношениях, спрашивая, поела ли я сегодня (он знал, что у меня проблемы с весом). Это было очень странно после того, как он меня некрасиво бросил. Потом стал странно ревность, когда я ему говорила, что собираюсь встречаться со своими друзьями-парнями.
Все закрутилось так, что он мне опять признался в любви. Где-то через неделю после того, как он меня бросил, предложил снова встречаться. Через 5 дней снова бросил, потому что передумал. Потом он периодически давал мне о себе знать, писал, поздравлял с какими-то праздниками и делал ежедневные попытки возобновить общение.
Спустя время он просто пропадал, ни на какие мои вопросы не отвечал. Когда я пыталась что-то прояснить, выставлял меня дурочкой. Да, это абьюзивные отношения и манипулятивное поведение. 2 года после разрыва мы по факту не расставались, а играли в кошки-мышки. Я все это время страдала.
Прошло время, он внезапно пригласил на концерт. Хотя, как он мне сказал, сначала хотел пригласить другую мою знакомую, но хотел, чтобы я приехала, и позвал меня.
Закончилась эта история, когда я переехала в другую страну и его мама пригласила меня в гости. Понятное дело, мы с ним увиделись. Пока я была в гостях, он избегал со мной даже зрительного контакта. При этом всем он все равно хотел провести со мной время. Когда я уехала, он спрашивал у меня, добралась ли я дома, все ли хорошо. А «на десерт» сказал, что все это время использовал меня в своих целях.
На следующий день он удалил все переписки в Telegram. На второй — отписал меня и сам же отписался от меня в Instagram*. А я ему еще заранее отправила подарок на день рождения! Получив его, он сухо написал мне: «Спасибо, мне очень приятно». Вот такой абсурд.
*Социальная сеть Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ.