Кажется, к личности и истории Коко Шанель интерес никогда не спадет. Есть много легенд, есть много прекрасных документальных работ. Сейчас к последним добавилась еще одна — книга «Абсолютно Chanel» историка моды Катрин Ормё.
Она писала ее в тесном сотрудничестве с домом Chanel, получая эксклюзивные фото и факсимиле напрямую у модного дома. С любезного разрешения издательства «Колибри» публикуем небольшой отрывок.
«Форд» от Шанель
В начале 1920-х годов мода, стремясь сбросить траур и избавиться от болезненных воспоминаний, связанных с Первой мировой, претерпела настоящую революцию: больше никаких корсетов, турнюров, громоздких шляп — только короткие развевающиеся платья всех цветов радуги, отделанные бусинами, перьями, пайетками…
Габриэль Шанель была не по душе эта диссонирующая симфония, свидетельницей которой она становилась в театрах или на парижских вечерах. С 1910 года в каждой ее коллекции появлялась по меньшей мере одна черная модель, что еще больше выделяло ее среди других модельеров.
Коллекция 1926 года не ускользнула от внимания американского журнала Vogue — доказательство того, что иностранная пресса не сводила с Парижа глаз. Черное платье было названо «фордом» от Шанель (все автомобили этой марки красили в черный для повышения продаж). Оно позиционировалось как доступное для всех женщин.
Модель, имевшая бурный и продолжительный успех, не сохранилась; до наших дней дошел только эскиз, который несколько недель спустя появился во французском издании журнала. В следующем сезоне большинство домов тоже предложат черные платья. Остается добавить только, что и сейчас, по прошествии почти ста лет, подобные модели по-прежнему крайне популярны.
Абстрактные линии
Шанель дерзнула прибегнуть к максимальному упрощению, обратиться к воспоминаниям приютских лет — о форме, которую она носила, и об аскетичных одеяниях монахинь. Она выбрала контраст черного и освещающего лицо белого.
Крепдешин, прямой крой, укороченный силуэт, длинные узкие рукава и, в качестве единственного украшения, складки. В этом маленьком платье Шанель воплотила свои ценности: скромность, четкость, простота, функциональность…
«До меня никто не осмелился бы одеться в черное. На протяжении четырех или пяти лет я шила только черное, с белым воротничком, продавала это как хлеб, сколотила не одно состояние. Весь мир носил маленькое черное платье с каким-нибудь аксессуаром, киноактрисы, горничные…»
(Габриэль Шанель, цитата из книги Марселя Эдриха «Загадочная Коко Шанель», 1987)
В разгар периода ар-деко, следуя в ногу со временем, Мадемуазель заявила о значении линий, которые она сделала максимально абстрактными. Кажущаяся простота ее творений, и в частности этого маленького платья, контрастирует с другими силуэтами высокой моды. И простоте этой легко подражать…
Кроме того, Шанель придает благородство скромным на вид материалам, делая моду более доступной. В отличие от Мадлен Вионне, не терпевшей копирования, Шанель здраво полагала, что это издержки славы. Ей подражали, ее копировали, и все же требовательность, непревзойденное мастерство и привычка работать по индивидуальным меркам всегда ее выручали.
Самое основное
Съемного белого воротничка, колье, броши, шарфа, камелии достаточно, чтобы изменить впечатление от маленького черного платья. Черный неожиданно реабилитирован как цвет, подходящий для элегантных вечерних нарядов (он уже считался таковым в 1880-е годы, но у моды память короткая). Шанель внедрила по определению неустаревающую униформу, позволяющую сосредоточиться на личности, а не на одежде.
Пуаре будет с пренебрежением говорить о «мизерабилизме роскоши», превращающем женщин в «щуплых недокормленных телеграфисток», но это новое решение упростило женщинам жизнь, упразднив пышность высокой моды и побуждая к выбору функциональности и простоты.
Создав это маленькое платье, Шанель дала женщинам возможность путешествовать налегке, взяв с собой только необходимый минимум. Это универсальный рецепт элегантности, подходящий к эпохе путешествий на автомобиле.
Теперь не могло быть и речи о громоздком багаже! Нужно довольствоваться одним чемоданом, то есть самым основным. Соответствуя требованиям 1920-х, решение Шанель еще долго будет оставаться актуальным. Минималистическая мода 1990-х будет превозносить ту же идею — less is more, чем меньше, тем лучше.