О фото, токсичности индустрии и красоте — фотограф Яна Давыдова
фото: личный архив
/
лайфстайл

О фото, токсичности индустрии и красоте — фотограф Яна Давыдова

Снимки, которые делает фотограф Яна Давыдова, вы могли видеть на страницах главных глянцевых изданий, обложках музыкальных альбомов и даже на посуде.

Помимо невероятной утонченности работ наших редакторов восхищает талант Яны сочетать полярные явления и придумывать собственную вселенную героев и образов. В конце концов, на чьей еще страничке соседствуют фото героев светской хроники, детей-футболистов из Дагестана и тарелок с рэпером Toxi$?

Сегодня знакомимся с Яной поближе. Мы встретились и поговорили о восприятии искусства и красоты, специфике индустрии и, конечно, любимых банках. Дальше — прямая речь.

Как маленькая Яна видела красивое

Я росла в Костанае, небольшом русскоговорящем городе Казахстана, где было много пятиэтажек. Их дворики были главным местом встреч: летом там играли в футбол, а зимой заливали каток. Хотя я была дружелюбным ребенком, чаще держалась обособленно, читала книги и залипала на природу.

Помню, что собирала божьих коровок в банку и смотрела, как они ползают. Ловила ящериц, укрывала виноград на зиму и собирала грибы. Моя бабушка работала агрономом, мы выращивали в пробирках кукурузу и рассматривали книги с акварельными ботаническими иллюстрациями.

фото: личный архив
фото: личный архив

Природная красота стала для меня главным вдохновением, притом что другой в Костанае особо и не было. Сейчас эмоции во мне пробуждает искусство и архитектура. Думаю, красота — то, что приятно наблюдать, список явлений и вещей, которые хочется сконцентрировать по смыслу.

Про кино и фотографию

С детства я интересовалась многим, но не могла найти подходящую для себя сферу. Казалось, я недостаточно знаю математику и физику, чтобы в них углубиться, и не так страстно интересуюсь гуманитарными науками, чтобы стать свободным художником или поэтом. После 4-го класса я переехала в Киев и пошла в американскую школу, потому что русскоязычные уже тогда были редкостью. Благодаря предмету Film Studies (киноведение) в достаточно раннем возрасте познакомилась с миром кино.

Мой дедушка был режиссером. Он умер, когда я была в третьем классе, и, хоть я не успела прочувствовать, насколько это круто, все же ощущаю связь схожего восприятия и авантюризма, которые стали благодатной почвой для моей деятельности. Я поняла, что кино объединяет все, что мне нравится: можно проявить технические знания и творческую сторону. Этот способ познания мира и рефлексии помогает перерабатывать жизненный опыт. Каждый фильм — результат пройденного жизненного пути художника.

фото: личный архив
фото: личный архив

Меня увлекло кино, но оно казалось недостижимым из-за сложности замысла и нужды в большой команде. Фотография стала более личной, индивидуальной практикой. Пошла на курсы к известному фотографу Сергею Сараханову, где услышала интересную фразу: «Фотография — это результат вашей встречи». Мне такой подход очень близок. До сих пор считаю, что техника не так важна. Значимо, какую жизнь ты прожил и как она привела тебя к определенному взаимодействию, которое ты впоследствии зафиксировал на фото.

Работа на неделях моды

В школьные годы я поехала изучать кино в Нью-Йорк. Продолжить решила в Лондоне, поступила в университет, но ушла после первого курса бакалавриата. Начала работать фотографом на улице, снимала стритстайл и бэкстейджи на неделях моды.

Работала я так года 2–3. Этот период ощущается как целая жизнь по уровню интенсивности. Наверное, у каждого должен быть этап, чтобы поработать на износ и, уничтожив себя, почувствовать, когда нужно выйти из этого цикла и отправиться на поиск своего.

фото: личный архив
фото: личный архив

В те времена считалось, что фотограф по иерархии ниже того, кто в кадре. Из-за этого у многих специалистов накапливалась агрессия и внутреннее напряжение от недооцененности работ. Сейчас я понимаю, что красота, как и уродство, в глазах смотрящего, но тогда я впитывала негатив и не могла отделить свои эмоции от эмоций других людей. Получила много профессионального опыта, но сама индустрия была токсична, поэтому я «посыпалась».

Женственность, выгорание и кетодиета

Фото — довольно мужская индустрия, и пока я в ней вращалась, подавляла женственность как что-то нефункциональное. Вышла из сферы с выгоранием и проблемами со здоровьем, которые много лет накатывались волнами. Тело давало знаки, что так работать не нужно: появилось акне, недосыпы, случился нервный срыв.

Много лет я страдала булимией. Такое часто случается у перфекционистов, ведь нужно постараться, чтобы ввести себя в это состояние. Ты находишься на постоянных качелях: сначала ничего не ешь, потом срываешься на вредную пищу и уходишь в зажор с последующей паникой от набора веса, за ним — новый сезон голоданий.

Я пыталась привести тело в порядок с помощью кетодиеты. Как экспериментатора меня заинтересовала идея ее изобретателя, что у людей бывает два типа метаболизма: углеводный и кетогенный. Мало где говорят, что женский и мужской организм воспринимают этот подход по-разному. Женщинам не стоит исключать углеводы: у нас гораздо более сложная гормональная система, поэтому требуется более разнообразное питание. Если сидеть на «кето» без перерыва, могут сильно пострадать женские гормоны.

фото: личный архив
фото: личный архив

Так произошло у меня. Потом организм заново учился распознавать сытость и голод: нужно разрешить себе есть все и не бояться набрать вес, чтобы потом его потерять. Этот рубеж был самым трудным.

Выход в здоровое состояние занял около 3 лет намерений, проб и ошибок. Самый прорывной этап был в последние полгода. Так я пришла в гармонию, а тело дало возможность заниматься тем, чем хочется.

Как Яна занялась керамикой

Долгое время моей творческой практикой было исследование других людей. Например, на неделях моды я делала спецпроекты про дизайнеров, работала с интервью и создавала проект Tips. Такой вид работы — видеть таланты и подмечать их — называется editorial. У меня этот навык хорошо развит. Я также работала на журналы самостоятельно, так что эта потребность моей личности была полностью удовлетворена.

Из-за изменений ситуации в мире и личной жизни я перестала заниматься многими проектами, но хотела по-новому реализовать свои работы. В моем случае фотографии — способ выразить, как я чувствую, передать эмоцию.

Рассматриваю ее гораздо шире, чем графику и иллюстрацию, поэтому решила поместить фото на предметы быта. Изначально думала о мебели, но порог входа в сферу очень высокий. Мне важно, чтобы инфраструктура была приятной, а мебельное производство сложное и затратное.

фото: личный архив
фото: личный архив

Сидела на каком-то сайте и примеряла документальные фотографии на разные предметы. Понравилось, как они смотрятся на круглых тарелках. Особенно вдохновило сочетание черно-белых снимков с синим кобальтом. Пробный образец меня очаровал!

Хотелось иметь свободу выпуска тиражей изделий на усмотрение художественной задачи, а не делать как диктует рынок. Гениальная идея пришла во время отпуска в Турции: фарфор остается прежним спустя время, сколько бы раз его ни обжигали.

Так я начала работать с винтажной посудой, которую теперь ищу на Avito (даже планирую завести тарелочных скаутов), но для коллабораций и больших тиражей мы все-таки берем новый фарфор. Во многом это история о том, чтобы слушать себя, а не идти протоптанным путем. Знать свои потребности, поддаваться непредсказуемости и не масштабироваться ради масштабирования.

Про документальную фотографию

Кто-то скажет, что фотография переходит в искусство, когда начинает продаваться в галереях и получает музейное клеймо. Для других фотография не искусство вовсе: автор делает «слепок реальности» и ничего не придумывает.

Меня особенно увлекает документальная съемка и возможность ловить рифмы в настоящей жизни. Можно нарисовать рядом два красных шара, но подловить что-то подобное в реальной жизни еще более невероятно.

В других видах искусства эмоциональный отклик создает непохожесть на реальность, а в фотографии вау-эффект получается благодаря волшебству той самой реальности. Фотография показывает момент, который действительно существовал, от этого и вызывает более сильную эмоцию.

Возможно ли украсть идею?

Сейчас я изучаю романский период архитектуры, когда авторство было менее популярно и считалось, что все дано свыше. Мне кажется, современные идеи «нью-эйджа» с этим очень резонируют. У художника невозможно что-то украсть, потому что все принадлежит высшему или общему, если ты принимаешь эту позицию, обида и собственничество исчезают. Эго рассеивается и не возникает вопросов, делать что-то или нет, — ты просто служишь таланту и реализуешь идеи, а потом хвалишь себя за то, что не стал сопротивляться порыву.

Зачастую такой подход позволяет укреплять отношения, не уходить в озлобленность, принимать людей и воплощать классные задумки в жизнь. В капитализме идеи невозможно не монетизировать. От этого появляется потребность их защищать, хотя изначально возникают вопросы к их оригинальности. Если отпустить это, появится шанс порадоваться, что идея вообще реализовалась.

Я убеждена, что в конечном итоге вознаграждается доброта, а не резкое отстаивание границ. Меня такая жизненная позиция больше вдохновляет на свершения.

Коммерция и авторское видение

Иногда нужно подкопить творческую энергию, чтобы случилось чудо и магия, а работа стала великой. У режиссера может быть 80 картин за жизнь, из которых крутые только 5. Не стоит останавливаться. Гораздо лучше отпустить ожидание, что каждое творение будет шедевром. Иногда лучше поработать в новых категориях и собрать душевных переживаний и жизненного опыта, чтобы позже вылить их в творчество.

Я всегда тонко разделяла коммерцию и личные проекты. Каждый раз отношусь к результату с любопытством, но, когда не выбираю команду (что уже случается редко), не ожидаю, что проект покажет меня как художника. Из-за этого меньше эмоционально вовлекаюсь, и это хорошо влияет на результат.

В таких проектах требуется хороший ремесленный подход, а не видение: это больше про работу с камерой, чем про творчество. Самовыражаюсь в других проектах и со временем уменьшаю этот провал. Сейчас у меня не осталось коммерции, где нужно «отключаться».

фото: личный архив
фото: личный архив

Многие думают, что, если не закладывать искусство в каждую работу, ты перестанешь быть художником. Считаю, что не всегда творчество равняется сложности картинки или замысла. Даже в самые простые вещи, не идя вразрез с концепцией заказчика, можно привнести что-то уникальное или создать особую атмосферу.

Например, я красиво вижу абсолютно разных героев и чувствую красоту на общечеловеческом уровне. Это лучше, чем выдать поверхностный креатив. Здорово работать со «сложными» героями и взаимодействовать с ними как с людьми. Не бояться войти в клетку к тому, что представляется тигром, но зачастую таким не является. Или является, но не ест тебя.

Не творческий человек?

Долго не считала себя таковым. Я хороший перформер, могу соединять людей и снимать большие истории в легкости и комфорте для всех, но только два года назад заявила о себе как о художнице. Сейчас понимаю, что мой подход хоть и связан с коммерцией, продуктом и имеет физические воплощения, он все же про искусство. Моя сила и сложность не в визуальном нагромождении, а в изяществе взаимодействий. Хочется интересно и богато проживать жизнь и делиться этим с миром, а не крутить финты внутри самих кадров.

Например, я делаю тарелки, а рэпер Toxi$ снимает «кружки» в телеграм. Мы смогли узнать друг о друге в информационном поле и создать крутой проект. При этом у меня достаточно коммуникативных навыков, чтобы не производить большой дроп предметов по низкой цене, а сделать несколько коллекционных экземпляров с подписями. Кто-то рассмотрел бы это как минус: где масштабирование и коммерция? Меня же, наоборот, привлекает эффект некой вспышки: трудно найти, легко потерять и невозможно забыть.

Такие взаимодействия мне интереснее: где еще в мире это могло пересечься? Тем более это не какой-то случайный рэпер, а конкретная идея. Нужно иметь достаточно сумасшествия и минимум кринжа, идти смешным, но занятным путем, чтобы воспринимать это всерьез. Кто-то скажет, что идея лежит на поверхности, но, погружаясь в контекст, ты понимаешь, насколько она уникальна.

Про вайбовый Петербург

Когда пришло время осесть после безумных разъездов по неделям моды, я выбирала между Аргентиной (на тот момент там жила моя мама) и Россией. Аргентина слишком далеко, поэтому переехала в Москву, где был весь движ по работе. Пыталась наладить быт, меняла районы, но чувствовала имитацию жизни. Для меня этап с Москвой и тем, что она могла предоставить, закончился. Видела, как люди годами ходят по одним и тем же местам и обсуждают одни и те же темы.

Когда настал момент стабильности и создания собственного капитала, нашла квартиру в Петербурге (или она меня нашла). Я давно хотела жить в этом городе, ведь здесь друзья и вся творческая тусовка. Он подходит моей энергетике и эстетике, так как большую часть жизни я провела в западных странах и большая часть моей личности формировалась именно там. С усложнением путешествий эта моя сторона начала сильно голодать и устраивать бунт.

Есть красивые отели, а есть вайбовые. Ты готов пожить в удобном и подходящем для отдыха отеле, который выбрала семья, но сам бы предпочел что-то более атмосферное. Москва для меня — как раз роскошный отель. Хочется приехать в город, где есть романтика, не все так отремонтировано, но существует другая мысль. Только в Петербурге я смогла пробудиться и отвлечься от постоянной тревожности. Занялась здоровьем и психическим состоянием, непроявленной женственностью, и Петербург меня очень в этом поддерживает.

Существует мнение, что в Петербурге не зарабатывают. Парадоксально, но с момента переезда я стала зарабатывать в Москве больше, потому что могу восстанавливаться. Столица заиграла для меня новыми красками, а дома я могу созерцать и рефлексировать, не нестись от проекта к проекту. Бренду тоже тут лучше, потому что он может развиваться в своем темпе.

Про хобби

Работа фотографа очень не сбалансирована в плане нагрузки на тело, страдает спина и поясница. Пробовала ходить к остеопату и тестировала методики китайской медицины, но они не дали стойкого результата и фундаментальных перемен, на которые у меня был запрос. Узнала, что такое фибромиалгия — спазмы и участки воспаления по всему телу. От этого организм быстро устает и истощается, поэтому я поработала с иголками для снятия зажимов.

Самой эффективной методикой оказалась йога критического выравнивания. Это подход про включение внутренних мышц и восстановление подвижности. Техника сочетается с внутренней осознанностью и самопознанием. Большую часть класса ты лежишь или делаешь планки, учишься двигаться правильно. Стараюсь ходить регулярно и уже замечаю, как увеличилась амплитуда движения. Я меньше болею и устаю, улучшается эмоциональное состояние и выправляется осанка.

Также открыла для себя босоногий бег. Когда тело приходит в порядок, кроссовки с амортизаторами ощущаются совсем по-другому. В обуви с пальчиками воспринимаешь бег по-новому, как нечто природное и животное. Это похоже на танец: активируешь точки на стопах и чувствуешь единение с природой.

Познаю и другие хобби, например, игру на пианино. Всегда мечтала петь и аккомпанировать себе, но думала, во взрослом возрасте этому практически нереально научиться. Оказалось, играть по аккордам довольно просто: пальцами попадаю не всегда, но мозгом догоняю, как это сделать. Сейчас получаю огромное удовольствие и быстро схватываю техники игры.

Про уход и уют

Мой уход состоит из проверенных и работающих на моей коже средств. Меня все время подбивают пробовать новую косметику, но я возвращаюсь к Dr. Ceuracle. Умываюсь пенкой и гидрофильным маслом. Иногда использую глиняную маску или маску с зеленым чаем. Также люблю желтый бальзам для умывания Elemis, сыворотки Blithe с грибом чагой и ямсом. Они делают кожу бархатной. Увлажняю и питаю кожу кремом Comfort Zone или также Dr. Ceuracle.

фото: личный архив
фото: личный архив

Для волос использую линейку Davines OI — сыворотку, шампунь и бальзам. Наношу спрей R+Со, хотя недавно оценила дешевую пшикалку «17 в одном». Нечасто пользуюсь бальзамами для тела, но люблю Aesop и масло Elemis.

Недавно случилась забавная история со скрабом. Я купила дешевый кофейный вариант, который долго стоял без дела. Видимо, он испортился: при нанесении пах прогорклым маслом и лип черной вязкой жижей к телу. Красивой бьюти-процедуры не получилось, оттирала ванную несколько дней. Зато настоящую красоту в мою бьюти-рутину привносят свечи на полочке в ванной. Есть парочка резных от Andplus и с кварцем от Quarz. Еще у этого бренда есть приятная соль для ванны с кристаллами.

Про макияж

Отношусь к косметике с любопытством, но без фанатизма. Сейчас не делаю сложные макияжи, но, возможно, такой этап в моей жизни настанет. Делаю окрашивание бровей и наращивание ресниц, чтобы меньше тратить на это время. Не пользуюсь тушью, но карандаш для бровей у меня есть.

фото: личный архив
фото: личный архив

Для макияжа на выход люблю подводить губы коричневым карандашом (долгое время использовала Clarins, а теперь Shik Garda) и помадой в стиле модели Габриетт. Особенно нравятся продукты MAC, но иногда они суховаты. Лучший бальзам для губ — Sioris More Than Lip Balm.

Также нравится косметика Исамайи Френч, очень хочу их черный блеск. Поняла, что в плане экспериментов с макияжем хорошо работают локальные бренды. Пробуем недорогой аналог, а если понравится, уходим в люкс. По факту они мало чем отличаются, но можно более комфортно поэкспериментировать с оттенками.

Про парфюм

В детстве использовала легенду Cheap & Chic Moschino, а в момент самопознания во взрослом возрасте решила найти тот самый парфюм. Настроилась на долгий выбор и изучение темы, но с первого раза попала в Comme des Garçons Serpentine. Обошла весь магазин и не нашла ничего лучше!

Сначала думала, его название связано со змеями и серпентарием, но оказалось, аромат вдохновлен лондонской галереей искусств. Создатели играют с нотами асфальта и зелени, а флакон придумала художница Трейси Эмин. Запах ни на что не похож: как трава, растущая рядом с бетоном.

Также использую в качестве парфюма аромат для дома Diptyque с полынью. Как концепция меня привлек бренд DS & Durga, который создает экстравагантная пара парфюмеров. Особенно понравился Crystal Pistil, вдохновленный работами фотографа Роберта Мэпплторпа. Обожаю аромат жасмина, сейчас моя миссия — найти классные духи с этой нотой.

что ещё почитать
парфюмерия
это запах искусства. чем пахнет в галереях Петербурга и Москвы
влажные салфетки, пало санто или грудное молоко?
1 ноября 2024
лайфстайл
один день директора красоты The Blueprint
Настя Сперанская — о макияже, уходе и не только
11 ноября 2024
макияж
визажисты — о любимых комбо для темных губ
10 октября 2024
лайфстайл
«мир стал черно-белым». 5 честных историй о менопаузе
но бояться не надо!
18 ноября 2024