У каждого в окружении есть та самая пара (и, возможно, не одна), которую незнакомцы могут запросто принять за брата и сестру — настолько они похожи. И если мимику, жесты и привычки мы действительно можем со временем перенять у партнера, с внешностью такой трюк точно не пройдет. Так что это — совпадение или реальный критерий выбора, который заложен в нас природой?
Поговорили со старшим научным сотрудником Института этнологии и антропологии РАН, научным сотрудником Школы антропологии будущего РАНХиГС, кандидатом исторических наук Марией Владимировной Тендряковой и разобрались, как внешность влияет на выбор партнера и правда ли, что похожих (а еще красивых и симметрично устроенных) людей мы любим больше. Дальше — прямая речь.
Общий фенотип действительно влияет на выбор партнера?
Корректна ли формулировка «люди выбирают партнеров такой же национальности из-за внешнего сходства»? Нет! В таком случае лучше вообще не привязываться к понятию «национальность». Она включает широкий круг людей, живущих в разных краях, разных по образу жизни и по обличию, в нацию же вообще входит множество различных этносов.
Что такое этнос? Так называют группу людей, которых объединяет единая культура, традиции, как правило, язык (но бывают, и нередко, исключения), а главное, чувство сопричастности единой общности, некоему «МЫ», которое называют идентичностью или самосознанием. Национальность же понятие более политизированное и связано с государственными структурами.
На самом деле никакой общей закономерности, что люди выбирают в качестве брачных партнеров тех, кто похож на них самих, нет. Мы действительно можем чаще влюбляться в людей, которые нам близки, разделяют наши вкусы и ценности. Но вот одинаковая форма носа или фигура значения не имеют! Прямой зависимости от фенотипа своего этноса нет.
Почему нас привлекает знакомая внешность?
Значение имеет то, что считается в данном обществе красивым. При этом представления о красоте вовсе не универсальны и зависят от времени и места. Например, наши современные «90-60-90» не ценились бы среди моделей Кустодиева или Рубенса.
Выбор партнера, внешность которого напоминает нашу, можно объяснить с точки зрения нашей психологической приверженности стереотипам: привычное, знакомое, одобряемое и возведенное в статус «красоты» скорее будет восприниматься как привлекательное. У кого-то совсем непривычная внешность может вызывать неловкость и удивление. Но люди разные, для кого-то как раз непривычное и экзотическое окажется самым привлекательным и зовущим.
Нельзя отрицать, что внешность играет роль при выборе партнера. Но надо помнить, что представления о красоте существенно отличаются у народов мира. Посмотрите, например, на фотографии жен и наложниц султанов: вряд ли их внешность подходит под нынешние «стандарты красоты», хоть они и считались одними из самых прекрасных женщин своего времени и культурного пространства.
Эффект «зловещей долины»
Внешность также может отталкивать нас и формировать негативное впечатление. В 1978 году японский ученый-робототехник Масахиро Мори сформулировал гипотезу и ввел понятие «эффект „зловещей долины“».
Что оно означает? Человекоподобные роботы нравятся людям больше футуристичных версий. Но возникает парадокс: чем больше робот похож на человека, тем больше негативных реакций он вызывает — похожее на человека не должно быть чересчур похоже на человека (М. Галай). Исследователи до сих пор не совсем понимают, почему это так, какие именно мелкие несоответствия пугают нас и заставляют чувствовать дискомфорт.
Симметрия как «формула красоты»
Симметрия — параметр из области этологии. Этологи пытаются найти универсальные критерии поиска «хорошего» брачного партнера. Они ищут, какие пропорции тела, черты лица, запахи (да, феромоны-аттрактанты (вещества, вызывающие у воспринимающих их организмов влечение к источнику, — ред.) тоже актуальны) наиболее привлекательны. Симметричность также изучается.
Однако никакой биологической и этологической «формулы красоты» пока не найдено. Человек постоянно пытается преодолеть то, что дано от природы, то есть изменить себя. Нужно помнить, что человек может влюбиться вопреки — вопреки логике, стереотипам красоты, доводам рассудка. Теоретическую «формулу идеального брачного партнера», возможно, еще и вычислят, а вот «формулу любви» оставим поэтам.