София Гройсман — личность мирового масштаба в мире бьюти. Она прошла путь от простого лаборанта до вице-президента крупной парфюмерной компании и создала множество культовых ароматов совместно с Ив Сен-Лораном и Эсте Лаудер.
Почему мы решили рассказать о ней вам? Потому что ее путь совсем не похож на классические истории успеха и для многих может стать настоящим вдохновением.
Детство среди полей
Родители Софии познакомились во время Второй мировой войны. Ее отец Петр Ходаш (к слову, это девичья фамилия и самой Софии) был партизаном и во время одной из операций в тылу спас из гетто группу евреев. Среди них была и Раиса Левина, его будущая жена. Они заключили брак в 1943 году, а 8 марта 1945 года в белорусской деревне Любча родилась их первая дочь София.
Вместо того чтобы играть в куклы с соседскими девочками (представим себе обстановку послевоенной деревни), София с сестрой Эммой в детстве много гуляли по полям среди цветов. И, как рассказывала парфюмер, уже тогда у нее было очень развитое обоняние, поэтому запах этих растений она запомнила на всю жизнь и даже воссоздала его в парфюмах.
«Мама на рынке всегда просила меня понюхать масло, молоко и сыр, чтобы определить их свежесть. Если я корчилась, она понимала, что еда испортится в течение дня, и никогда ее не покупала», — рассказывала София в интервью. Уже в детстве стало понятно, что ароматы — это дело ее жизни.
Учеба в Польше и работа лаборантом
Когда Софии было 15, ее семья переехала в Польшу. Там девочка окончила школу и поступила в техникум на химика. Но уже в 1965 году снова переехала, теперь уже в США — туда Ходашей пригласила еврейская семья, которую отец Софии также спас во время войны.
Спустя год после переезда девушка решила устроиться на работу в парфюмерную компанию International Flavors & Fragrances, но ее взяли лишь лаборантом, поскольку навыков в органической химии ей не хватало. На этой должности она проработала около 4 лет. За это время успела подтянуть свои знания и познакомиться с именитыми парфюмерами.
Особенно на нее повлияла встреча с парфюмером Жозефиной Катапано, которая создавала ароматы для Estée Lauder, Shiseido и Guy Laroche. «Она была для меня примером — простой женщиной из семьи итальянских иммигрантов, со средним образованием. Я видела, что она творила инстинктивно, и была этим очарована», — делилась София.
Именно Жозефина предложила ей поучаствовать в обонятельном тесте, во время которого нужно было выявить 10–12 ключевых ингредиентов, добавленных в композицию. Среди 60 человек София была одной их тех, кто определил все составляющие.
Девушка решила пройти парфюмерные курсы в своей компании, где ее ментором был известный мастер Эрнест Шифтан, создатель Guerlain Parure и Revlon Jean Nate. Шифтан был поражен стремлением Софии к упрощению: тогда формулы духов состояли из нескольких сотен ингредиентов, а она стремилась создать основной аккорд из 4–7.
«Это как рисовать цветок: сначала вы рисуете сердце, а затем лепестки», — говорила София. Впоследствии этот метод работы станет инновационным и изменит отношение парфюмеров к созданию композиции.
Ароматы для первых леди и работа с Ив Сен-Лораном
Забегая вперед, скажем, что София Гройсман так поднялась по карьерной лестнице, что стала вице-президентом той самой компании International Flavors & Fragrances, куда когда-то пришла лаборантом. Но этому предшествовала огромная работа с разными парфюмерными домами.
Например, с Эсте Лаудер и ее брендом София дружила еще с 1980-х: совместно они создали в 1978 году парфюм White Linen, который принадлежит к группе цветочных ароматов. Источником вдохновения был дом самой Эсте Лаудер, где все было красиво и чисто, поэтому аромат получился очень свежим. Примерно в то же время появились духи под названием Beautiful, которые София разработала в сотрудничестве с парфюмером Бернаром Шантом.
Помимо Эсте Лаудер София тесно сотрудничала с Ив Сен-Лораном. Их духи Paris (1983) с розой стали символом Парижа, города любви. В своих рукописях дизайнер описывал этот парфюм так: «В Париже есть тысяча мест, где я мог бы снова увидеть тебя и прижать твои розы к моему сердцу. Наши розы. Самые красивые. Может быть, ты была лишь предлогом для осуществления моей мечты подарить Парижу духи».
София часто использовала в своих ароматах розу, поэтому многие современники шутили над ней и говорили о том, что все, к чему прикасается ее рука, звучит слишком «розово». Апогеем ее «розового» успеха стал парфюм Lancôme Trésor 1990 года, который по продажам побил легендарные Chanel № 5. Его композицию открывают ананас, бергамот, цветок абрикоса, ландыш, персик и сирень, в нотах сердца — гелиотроп, ирис, роза и жасмин, а в базе — абрикос, амбра, мускус, сандал и ваниль.
Изначально этот аромат София создала для себя и даже успела попользоваться им 2 года, а затем предложила его парфюмерному дому Lancôme. Тогда его лицом была актриса и модель Изабелла Росселлини, и София была убеждена, что этот аромат создан именно для нее. В Lancôme согласились.
Парфюм получился крайне успешным, поэтому его формулу не обновляли аж до 2006 года. Сейчас же найти тот самый Trésor в исполнении Софии Гройсман сложно, а новые версии получили такое описание от парфманьяков: «Так могла бы пахнуть любая из „8 женщин“ Франсуа Озона. А женщины там роскошные. Одним словом, настоящие французские духи».
Список творений Софии можно перечислять бесконечно, в нем есть и другие уникальные ароматы. Например, она создавала духи для Элизабет Тейлор, а также для первых леди — Лоры Буш и Нэнси Рейган. Поэтому к 2000-м ее парфюмы стали напрямую ассоциироваться с роскошью. Но было еще кое-что…
«Белая Русь № 5»
В 2006 году София вернулась в Беларусь, чтобы найти место, где она родилась. В этой поездке появилась идея создания парфюма с фиалкой — цветком, который у нее напрямую ассоциировался с родным домом. Он получил рабочее название «Белая Русь № 5» (или Désir Coulant для Западной Европы и США).
В 2014 году София презентовала окончательный вариант этого парфюма. Его взял под свое крыло польский бренд Lambre, который дал ему новое название — PaVetra. На флаконе аромата выгравирована карта Беларуси.
Несмотря на то что София Гройсман стала легендой парфюмерного мира именно в США, она никогда не забывала про свою родину. «Там я научилась порядочности и любви к другому человеку, а свобода, которую я обрела в США, дала мне новые возможности. Несмотря на все перемены в жизни, корни остаются, и почву, на которой мы выросли, невозможно забыть», — говорила она.
К своим почти 80 годам София успела создать более 80 ароматов и получила множество наград, в том числе премии за пожизненный вклад в парфюмерную индустрию от Американского общества парфюмеров и от организации Cosmetic Executive Women.