До «черной пятницы» еще полтора месяца, но мы в Золотом Яблоке уже начинаем готовиться. Сегодня вспоминаем историю этого дня (да, когда-то «черная пятница» действительно была одним днем, но традиция изменилась, и теперь удовольствие растянулось едва ли не на весь ноябрь) и рассказываем вам, как и когда появился главный праздник всех шопоголиков.
ИСТОРИЯ «ЧЕРНОЙ ПЯТНИЦЫ»
Перед тем как рассказать вам, почему пятница именно «черная», мы решили вспомнить историю (или, вернее сказать, легенду) первой распродажи, которую многие читают родоначальницей «черной пятницы». Итак, XIX век, США, штат Пенсильвания. Юноша по имени Фрэнк Вулворт работал помощником продавца в магазине: убирал помещение, раскладывал товары и назначал цены для товаров, оценивая платежеспособность покупателя (да, про ценники с фиксированными суммами тогда никто не слышал).
Однажды Вулворт оказался на грани увольнения. Хозяин магазина посчитал его неэффективным работником и выдвинул условие: чтобы не потерять работу, Вулворт должен был за одну смену сделать дневную выручку магазина.
В голову юноше пришла гениальная идея: табличка «Всё по 5 центов» помогла ему продать столько товаров, что в кассе магазина в тот день появилась не одна, а целых 6 дневных выручек. К слову, предпринимательская жилка вела Вулворта по жизни и дальше. Затем он основал первую сеть магазинов с фиксированными ценами Woolworth, которая долго оставалась самой крупной в США. Так началась великая история распродаж.
ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ ОНА ЧЕРНАЯ?
Но вернемся к происхождению термина, распространившегося по всему миру, но зародившегося именно в США. Его первичная коннотация была, прямо скажем, мрачной и отсылала нас к моменту краха на американском рынке в 1869 году, связанного с падением цен на золото.
Еще одно значение «черной пятницы» появилось в середине XX века в американской Филадельфии. Здесь дорожная полиция так определила безумные пробки на дорогах из-за того, что в пятницу после Дня благодарения американцы массово устремлялись за покупками, открывая для себя сезон рождественского шопинга.
«Мы присвоили полицейский термин „черная пятница“ описанию ужасных дорожных условий в этот день», — такой пассаж можно найти в мемуарах репортеров, которые наблюдали за толпами спешащих за покупками американцев.
Не любили этот день не только полицейские, но и работодатели, потому что многие сотрудники стремились присоединить еще один день к выходному в честь Дня благодарения. (Изначально выходных было 3, но работникам было просто лень возвращаться к рабочей рутине так рано, поэтому по причине «болезни» они выбивали себе еще один day off.)
Разумеется, работодатели не были в восторге. Вот так они описывали массовые прогулы: «Пятница после Дня благодарения — это болезнь, сравнимая по последствиям с бубонной чумой. По крайней мере, именно так себя чувствуют те, кто управляет производством и бизнесом, в „черную пятницу“».
А продавцы неутомимо заманивали покупателей в свои магазины скидками, акциями и распродажами. Все стремились купить в этот день как можно больше — вдруг невероятной щедрости магазинов придет конец. Массовый отпуск американцев журнал Factory Management and Maintenance также назвал «черной пятницей».
МОЖЕТ, ПЯТНИЦА СТАНЕТ БОЛЬШОЙ…
Так как же мрачное словосочетание стало синонимом праздника скидок? Ему пытались дать другие названия. Например, «большая пятница». Правда, попытки эти не увенчались успехом, а негативные смыслы определения «черный» вымывались сами собой, заменяемые ажиотажем скидок.
Да и ему самому нашлось более приятное определение. Именно черными чернилами торговцы когда-то записывали в бухгалтерские книги приход (для более печальной колонки расходов оставляли так знакомые нам по школе красные). И уже давно никого не волнует происхождение названия, остался смысл — грандиозные распродажи, грандиозные скидки, можно купить то, о чем мечтал, можно закупиться к праздникам или просто тихо сэкономить на каких-то бытовых вещах.
Традиция проводить глобальные распродажи начала распространяться в середине XX века, когда покупателей было не удивить фиксированными ценами и сезонными скидками, разрасталась и становилась традицией, частью социального ритуала.
РАСПРОДАЖУ И ЛЮБЯТ, И БОЯТСЯ
С массовым переходом торговли в онлайн «черная пятница» стала разрастаться, превратилась чуть ли не в месяц, а заодно обросла дополнительными днями максимальных скидок формата «киберпонедельника» (он же первый понедельник после той самой пятницы).
Локальные рынки тоже предлагают свое прочтение ажиотажа скидок. Например, в Китае запускают грандиозные акции 11 ноября, в День холостяков. А с 2009 года AlibabaGroup (в нее входят Taobao, Tmall и AliExpress) сделала этот день датой официальных распродаж на своих площадках.
Многие до сих пор не верят в эту выгоду, а некоторые продавцы осознанно отказываются от участия в распродаже. Почему? Многие объясняют это агрессивным маркетингом или обесцениванием бренда. Однако в США, откуда идут корни распродажи, «черная пятница», напротив, считается индикатором качества товаров. Если клиент идет к вам за покупкой, значит, он доверяет бренду.
Насколько растет число заказов? Тут мы уже не будем обращаться к иностранной статистике, у нас есть отечественная. В 2023 году, например, количество заказов в онлайне выросло в 1,5–3 раза (данные Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), предоставленные «Известиям» по итогам месяца распродаж).
Кто-то считает, что «черная пятница» — обман, а скидки фиктивные. Некоторые магазины действительно повышают цены перед распродажей, поэтому многие эксперты советуют избегать покупок в октябре, но такие приемы легко отследить, особенно в онлайне. Эксперты апеллируют к цифрам по рынку. Например, по данным «Платформы ОФД», в ноябре 2023 года цена по топ-500 популярных товарных категорий оказалась на 6% ниже уровня 2022 года.