Мы примерно представляем, какой Пушкин задумал героиню «Евгения Онегина» Татьяну Ларину «с ее холодною красою». А вот какими духами она и другие героини классической литературы могли бы пользоваться — остается только догадываться. Можно почитать исторические книги о парфюмерии, узнать, какие парфюмы были популярны во времена Пушкина, но к чему такие сложности? В конце концов, литературных персонажей создает не только автор, но и наша фантазия.
Попросили эксперта, парфюмера и автора телеграм-канала «Пилот Парфюмер» Тимофея Федосова порассуждать, какие современные ароматы могли бы стоять на полках женских персонажей классической литературы (и да, без Ganymede не обошлось). Дальше — прямая речь.
Ароматы — мир глубочайший и, словно Вселенная, постоянно расширяющийся. Моя душа лежит к различным областям человеческой деятельности: в 17 лет я поступил на «космические исследования и астрофизику», но пошел за детской мечтой и получил степень бакалавра в летном деле.
Мне интересна психология и культура как фактор формирования и развития разума и цивилизации, поэтому я выбрал профессию парфюмера. Ароматы находятся на стыке эмоций, культуры, науки, экономики. В общем, можете представить, жизнь у меня наполнена интересными событиями, встречами и впечатлениями, но…
Я свою жизнь такой не считаю. Я всем доволен, но широкий кругозор не позволяет в моменте ощутить всю прелесть происходящих с тобой событий. А вот когда наблюдаешь за кем-то со стороны…
В детстве и подростковом возрасте я много читал, особенно русскую классику и европейскую научную фантастику. Тогда я не мог осознать влияние на меня каждого слова. Везде я наблюдал за судьбой человека: иногда счастливой, иногда трагичной, но всегда наполненной опытом, который можно перенять.
Самый яркий литературный образ в моей голове — образ русской девушки. Сложный, глубокий, выразительный, хоть и зачастую ее внутренняя сила скрыта в дебрях сюжета и выплывает на поверхность лишь вместе с трагичным концом. И притом что мужчины часто совершают странные поступки без четкой цели и мотивации, страдают от этого в основном женские персонажи. Несправедливо? Да, но большой вопрос, выдумка это или имитация жизни.
«евгений онегин»
Татьяна Ларина
Татьяна Ларина для меня — кумир и ролевая модель. Ох, ее статность, красота, спокойствие, задумчивость, отстраненность, благоразумие, молчаливость… Она позволяет себе раскрыть свою эмоциональность только перед одним человеком, что показывает ее глубокий внутренний мир.
А поведение говорит о высоком уровне интеллекта: далеко не каждый способен контролировать сильные эмоции в порыве страсти (особенно к давней неразделенной любви), руководствуясь безопасностью и комфортом своей семьи.
Размышляя о ней, я вижу чувственную, но мудрую и серьезную девушку. Она не распыляется на вещи, которые ее не интересуют. Безусловно, Татьяне подошел бы растительный мускус и натуральная амбра, но не животные и наркотические, а пряные, в меру сладкие, с ярким, но сбалансированным оттенком благородной розы. Frederic Malle Portrait of a Lady создан для нее. Доминик Ропьон, автор этого шедевра, — человек начитанный и образованный. Не исключено, что и Пушкина читал.
«бедная Лиза»
Не каждая девушка с трагичной судьбой вызывала у меня сильные переживания. Я человек довольно влюбчивый, что мне часто выходило боком, когда я был подростком и молодым студентом (временной контекст уберег от непоправимых последствий или излишних переживаний). Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» — самая трагичная, полная боли и страдания для меня из-за похожего личного опыта.
Да, добрая, нежная и искренняя русская девушка не всегда находит в себе силы двигаться дальше и взять под контроль свое сердце. Лиза совершает 2 большие ошибки: полагается на ветреного мужчину и думает, что он сломал всю ее жизнь.
Лиза чиста, невинна, трудолюбива и добра. Она еще не узнала о злости внешнего мира и относится к нему со всем внутренним теплом. Нежность, свежесть, цветы, которые она продавала на рынке, и молодость отражаются в аромате Jean Paul Gaultier La Belle Paradise Garden.
Аромат на основе цветков ириса и лотоса идеально подчеркнет эти качества Лизы, покажет ее молодость и энергичность, а нежный, акватический флер не даст забыть, при всей внутренней и внешней красоте, о трагичном конце этой милой дамы.
«герой нашего времени»
Бэла
Для меня нет более противоречивого персонажа, чем Григорий Печорин. Как же лежит к нему душа в самом начале: смелый, статный, высокий, красивый, образованный, богатый и абсолютно бессердечный!
Его эмоции не основаны на благосостоянии других людей, а сосредоточены лишь на удовлетворении собственных нужд. Он чувствует постоянную угрозу от внешнего мира, ограждаясь от него эгоизмом и безразличием.
Печорин полюбил гордую, мудрую, знатную кавказскую девушку Бэлу. Он не обращает внимания на невзаимность своих хоть и искренних, но крайне противоречивых чувств, и крадет красавицу из-под носа ее отца, местного князя.
Бэла — независимая и свободолюбивая девушка, которой проще умереть, чем смириться с позором. Она не поддается искушениям в виде дорогих подарков, не реагирует на деликатное обращение. Лишь когда Печорин создает ей видимость свободы, Бэла отвечает офицеру взаимностью.
Эта смелая девушка — синергия мужественности и женственности. Ее мудрость и кротость поражают, а пылкость и смелость диссонируют с ее характером. Для меня ее история дымная, терпкая и восточная. Гвоздика, черный перец, жасмин, розовое дерево, амбра — вот о чем думаешь, изучая судьбу Бэлы. Все это есть в аромате гения современности и поставщика папского двора Ватикана Filippo Sorcinelli Lavs.
«идиот»
Настасья Филипповна
Волк в овечьей шкуре — образ всем нам хорошо известный, а вот наоборот? Тщеславие, гордость, невероятный ум, скандализм — догадались, о ком идет речь? Дерзкая Настасья Филипповна предстает перед нами личностью противоречивой, но, погрузившись глубже в ее «судьбу не из обыкновенных», мы понимаем, насколько сильная женщина перед нами.
Конечно, учитывая ее образ жизни, сразу хочется наклеить ярлык Baccarat Rouge 540, который создал недавно избранный креативный директор парфюмерного дома Dior. Но отражал бы он тяжелую судьбу Настасьи? Думаю, нет. А вот игривый Chopard Néroli à la Cardamome du Guatemala — однозначно да. Нежная натура необыкновенной красоты отражается в ярком, немного аптечном аккорде нероли, который оттеняет холодный кардамон, напоминает о больших страданиях, которые пережила Настасья.
«горе от ума»
Софья Павловна
А кто мог бы носить Marc-Antoine Barrois Ganymede? Металлическая, свежая, медицинская и противоречивая композиция, вдохновленная космосом и греческой мифологией, нередко встречается в подборках странных и даже раздражающих ароматов с несмываемой стойкостью и километровым шлейфом раздора, непонимания, диссонанса. Шлейфом, который наверняка оставляла бы за собой героиня комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Софья Павловна.
Этот роман — важное для меня произведение. Даже в 14 лет я с юмором относился к интригам и театру, который могут устраивать люди вокруг тебя (и себя). Сплетни, косые взгляды, лицемерие — кулинарный шедевр, часто подаваемый под соусом симпатии и приятного отношения.
Но сам аромат Ganymede вызывает у меня другие ассоциации. Парфюм скорее напоминает ситуацию, когда недоуменные взгляды оборачиваются на облитую им девушку, которая рассказывает про беременную одноклассницу или сумасшествие своего товарища.