Бренд Payot уже больше 100 лет помогает людям по всему миру улучшать состояние своей кожи. Но мало кто знает, что его основала женщина. Точнее, одна из первых в мире женщин-врачей Надя Пайо.
О том, как она бросила вызов обществу и стала не только дипломированным медиком, но и одной из главных бьюти-предпринимательниц XX века, рассказываем в новом материале.
Первая женщина-врач
Основательница бренда Payot Надя-Грегория Раша (откуда взялась фамилия Пайо, мы расскажем чуть ниже) родилась в Одессе в 1887 году в семье местных успешных предпринимателей. Гувернантки и языки — все это было в ее жизни, но Надя мечтала стать врачом и смогла уговорить родителей отправить ее в Швейцарию.
Почему понадобилось ехать так далеко? Единственным местом в Российской империи, где женщина могла учиться на врача, были Санкт-Петербургские высшие женские медицинские курсы, но они просуществовали всего 15 лет и закрылись в год, когда родилась Надя.
Несмотря на все трудности (в Швейцарии тоже были не слишком рады женщине на «мужском» факультете), Надя окончила медицинский университет в Лозанне и сразу после окончания учебы приступила к врачебной практике, став одним из символов того, как женщины приходили в медицину.
Пайо без буквы «т»
На последних курсах университета Надя познакомилась с молодым инженером Эдмоном Пайо, за которого потом вышла замуж. Так она стала мадам Пайо, а через несколько десятков лет превратила свою фамилию в название бьюти-бренда. Важный факт: последняя буква в фамилии Payot, как и в названии бренда, не читается — таковы правила французского языка.
Сразу после свадьбы пара отправилась в Аргентину: Эдмона пригласили работать в Буэнос-Айресе, а потом в провинцию, где он занимался строительством железной дороги. Надя же не бросила врачебную практику и 4 года лечила местных жителей в больницах и приютах — на волонтерских началах.
Анна Павлова и фейсфитнес
В 1917 году пара снова переехала, теперь уже в Нью-Йорк. Это был поворотный момент в биографии будущей бьюти-предпринимательницы. В этом городе она впервые увидела институты красоты (по-нашему — бьюти-салоны) и поняла, что эта сфера напрямую связана с медициной, то есть давала ей возможность сочетать медицинские знания и стремление к красоте.
Там же Надя познакомилась с балериной Анной Павловой (по одной из версий — в холле отеля Ritz Carlton). Пайо обратила внимание, насколько усталым и «взрослым» было лицо балерины при прекрасном здоровом теле. Павлова сказала ей, что тело — это результат постоянных тренировок. Пайо, как говорят, ответила: «Но ты же можешь тренировать и лицо!» Результатом стала авторская разработка Пайо — она придумала собственную гимнастика для лица и шеи, которая впоследствии получила название «42 движения».
Париж и первая линейка Payot
После Первой мировой войны, в 1920 году, семья Пайо переехала в Париж, где Надя продолжила свои исследования и приступила к разработке ухода для лица на основе натуральных компонентов: трав, камфоры и серы. Она сотрудничала с фармацевтами и химиками, для того чтобы вывести идеальные формулы, которые будут благоприятно влиять на кожу.
В этом же году на свет появились первые средства бренда: паста Pate Grise, молочко для снятия макияжа Golden Rays, крем Creme No 2 и еще несколько продуктов. Они были предназначены для разных типов кожи, что стало инновационным в сфере уходовой косметики того времени. Кстати, некоторые из них до сих пор есть в продаже и на наших полочках в ванной.
Институт красоты на улице Ришпанс
Спустя 5 лет после запуска марки Надя открыла первый институт красоты, который назвала Salon Payot. Ее методика «42 движения» уже была довольно известна, поэтому салон не нуждался в дополнительной рекламе, хотя без нее тоже не обошлось — рекламные плакаты для Payot создавал иллюстратор Рене Грюо, который потом работал с Christian Dior, Balenciaga и Yves Saint Laurent.
Многие хотели попробовать те самые чудодейственные средства в сочетании с фейс-гимнастикой, в числе ее клиенток были Ингрид Бергман и Рита Хейворт. В 1937 году Надя решила открыть еще один салон красоты и отдельный магазин с косметикой. О популярности говорить уже не приходилось: имя Нади стало появляться на страницах Vogue и Business Harvard Review. Она также выпустила две книги — «Искусство быть красивой» и «Книга красоты».
«Леди красоты»
После окончания Второй мировой войны, в 1947 году, Пайо открыла свою школу «Леди красоты», где проводила классы по эстетической дерматологии, анатомии, физиологии и даже психологии. Последняя дисциплина была одной из самых важных: Надя считала, что тело неразрывно связано с эмоциональным состоянием. «Я долго занималась своим телом, пока не настал день, когда я поняла, что должна заняться своей душой», — говорила доктор Пайо.
Надя смогла обучить женщин, мечтающих стать бьюти-мастерами, как правильно выполнять различные процедуры, делать маникюр, эпиляцию и макияж. Многие из них потом получили работу в ее институте красоты и стали выполнять услуги, от которых не откажутся и современные бьютиголики: ионофорез (предок наших любимых микротоков), хромотерапию, обертывания и термальные ванны.
Даже после того как в 1950-х Надя продала свою компанию американскому предпринимателю Джозефу Александеру, она регулярно бывала в институте красоты и продолжала принимать экзамены у выпускниц своей школы.
Именно благодаря Наде Пайо, которая не побоялась в свое время пойти наперекор стереотипам, произошел большой прорыв в мире бьюти, а некоторые средства, которые она разработала еще в 1920-х, до сих пор помогают людям корректировать нюансы своей кожи.