В начале июня редакторка Flacon Настя и основательница парфюмерной марки Nose Republic», автор телеграм-канала «Ноздри Головановой» Ксения Голованова решили прогуляться по Патриаршим — тем самым, символу богатства, ресторанов и светских лиц. И разобраться, чем же пахнет один из самых «дорогих» районов Москвы.
Спойлер: мы выбрали ветреный пасмурный день, так что шлейфы Dior Sauvage и Baccarat Rouge 540 нас не преследовали. А пока мы гуляли, Ксения рассказала, какие молекулы сделали Патрики популярными, а какие она сама добавила бы в аромат, если бы посвящала его Патрикам.
Как Патрики задают парфюмерные тренды
У Патриарших прудов совершенно точно есть своеобразный душистый фронт. Просто и само сообщество, которое здесь живет, довольно уникально: эти люди объединены не какими-то ценностями, работой или чем-то еще, а именно что общим пространством. А для Москвы это редкость. Часто бывает так, что люди живут в одном доме годами и не знают соседей., а на Патриках все по-другому. Это комьюнити.
История с запахами немного отражает его устройство: выходит новый аромат, становится популярным, следующие несколько месяцев все улицы и переулки Патриарших прудов пахнут именно этими духами. А потом они уже «переезжают» дальше в город. Так было, например, когда-то с Le Labo Santal 33, Zielinski & Rosen, Basilico & Fellini Vilhelm Parfumerie и т. д.
Влажная почва и живой пруд
В любой точке на Патриках (район небольшой) будет ощущаться запах воды. У самого пруда и опоясывающей его полоски есть свой специфический аромат — геосмин, запах влажной почвы, который образуется благодаря жизнедеятельности определенных микроорганизмов.
Благодаря работе эволюции человек чувствует геосмин даже в очень низких концентрациях. Так происходит, потому что в древности люди, как верблюды в пустыне сейчас, были вынуждены искать воду, в частности, по запаху. И отлично научились его «ловить». В общем, этот специфический запах мокрой свежести в районе почти везде. К тому же пруд живой: в нем растут водоросли, он заселен рыбой.
На мой взгляд, вода играет не последнюю роль в популярности Патриков: пруд здесь давно, а люди исторически любят быть ближе к воде.
Душистые туалеты и запах жасмина
Патриаршие пруды — один из немногих московских районов с европейской плотностью развлекательной застройки: рестораны, кофейни, магазины, цветочные лавки. И если мы говорим о бытовой культуре запахов, это район — нельзя не отметить — с самыми душистыми туалетами в городе.
Здесь высокая концентрация уборных с моющими средствами Aesop, в таком количестве этих средств нет нигде в мире. А в ресторане Margarita, откуда мы начали гулять, стоит, например, мыло и крем бренда Насти Мироновой Predubezhdai.
А еще на Патриках повсюду можно почувствовать запах жасмина. На самом деле это чубушник — признак раннего московского лета. Его часто путают с жасмином, но чубушник из другого семейства, хотя и пахнет не хуже. В переулках Патриарших прудов возле подъездов часто высаживают этот кустарник, а еще сирень.
Три ноты Патриарших прудов
Может, вы замечали, но у Москвы есть свой специфический запах — это аромат теплой летней пыли, который особенно хорошо чувствуется после дождя. Так вышло, потому что в силу огрехов градостроительства у нас не очень хорошо отводятся ливневые сточные воды. Оттого Москву периодически затопляет после гроз, а пыль плохо смывается дождем. Зато у нас есть этот особый запах — теплый, почти степной.
Еще одна неизбежная ассоциация с Патриками — Михаил Булгаков. Если бы я создавала аромат с запахом Патриарших прудов, там бы обязательно был оммаж писателю в виде мимозы (в лоб, ну, а что!), нота черного перца как посвящение Zielinski & Rozen, который несколько дет лет назад захватил все местные туалеты (и потом уступил место Aesop), и нота чистой прохладной воды.