Можно взять пару исторических книг или даже учебников и попробовать повторить школьный курс истории России. Но вряд ли кто-то хочет заняться подобным в каникулы. Тем более что интереснее смотреть на историю через истории людей — тех, кто стал очевидцем того, что потом попало на страницы учебников.
подстрочник
Лилианна Лунгина
Документальный фильм, в котором легендарная переводчица Лилианна Лунгина рассказывает о своей жизни, снял Олег Дорман. Посмотрели его миллионы зрителей.
Уверены, что книгу тоже читали очень и очень многие, но если вы еще не успели, то самое время. История длиной почти в век, яркая история людей и страны, без прикрас и компромиссов — и все это в неповторимых интонациях.
я, майя плисецкая
О жизни еще одной легендарной женщины, великой балерины, написано много. Но лучше прочесть то, как она сама описала все, что было ей прожито, пережито и прочувствовано. У этих воспоминаний было три этапа создания.
Первая версия вышла в 1994 году, в 2007 году вышла книга «Тринадцать лет спустя: сердитые заметки в тринадцати главах», а в 2010 году тексты издали, сведя в один и добавив еще пару небольших заметок. Остро, иронично, язвительно и с любовью — так пишет Плисецкая.
на берегах невы и на берегах сены
Ирина Одоевцева
Воспоминания поэтессы и прозаика Ирины Одоевцевой, жены поэта Георгия Иванова, — это еще один взгляд на жизнь в России до революции и после в Париже, еще один взгляд на Серебряный век и его главных героев, но уже в иной тональности, чем у Берберовой.
Хотя герои здесь те же: Мандельштам, Бунин, Гиппиус, Гумилев. В 1980-х Одоевцева вернулась в СССР, а мемуары ее издавались огромными тиражами.
галина. история жизни
Галина Вишневская
«Эту книгу я должна была написать. Когда нас выбросили из нашей страны… мне нужно было рассказать людям о том, что случилось с нами. И почему», — так говорила сама Вишневская о своих воспоминаниях.
Начинается все с истории Гальки-артистки, которая станет той самой величайшей оперной певицей Галиной Вишневской, женой Мстислава Ростроповича, которая пройдет голод, войну, изгнание. Еще одна история нашей страны через воспоминания.
курсив мой
Нина Берберова
Среди множества произведений Берберовой бестселлером стали именно ее воспоминания. Отчасти из-за провокативности, резких оценок, множестве деталей о людях, которые ее окружали.
А в их числе были и Бунин, и Цветаева, и Гиппиус, и Набоков (перечислять можно было бы бесконечно). Сама Берберова называла эту книгу сагой о своей жизни, где она вольна делать, что хочет. И да, многие упрекали ее в додумывании и перепридумывании. Читается на одном дыхании.
живые лица
Зинаида Гиппиус
И было бы несправедливо не добавить сюда и воспоминания самой Гиппиус, которые также максимально откровенны.
Многие из записок Гиппиус сейчас звучат совершенно по-новому и актуально, так что даже если вы когда-то уже брались за «Живые лица», вам точно стоит перечитать.
дневники любови шапориной
Любовь Шапорину, создательницу первого в России театра марионеток и жену известного композитора, называли умнейшей, эрудированной, много читающей, милейшей.
Когда читаешь ее записки, охватывающие много десятилетий и включающие описание жизни в блокадном Ленинграде, создается ощущение иное.
Хлестко и жестоко, с ненавистью и презрением — так она пишет и о близких, и о политике, и о многом другом. Прочесть стоит хотя бы раз, потому что «линзы» Шапориной делают многое более видимым.