Системные ретиноиды сейчас самый популярный (и, скажем честно, самый доказательный) способ лечения акне. По назначению врача их пьют многие блогеры, которые раньше рассказывали нам про чудодейственные маски и кремы, которые будто бы помогали им бороться с прыщами. Несмотря на то что доказательная база у ретиноидов огромная, они остаются спорной темой.
Мы попросили читателей Flacon Mag поделиться историями приема ретиноидов (спойлер: разброс получился от «Они спасли мое лицо» до «Я проклинаю день, когда начал их пить») и спросили у врача-дерматолога клиники DocMed Евгении Самойловой, почему опыт лечения системными ретиноидами может быть настолько противоречивым.
Ангелина, 22 года
Я прошла все круги ада. В 17 лет у меня началось акне тяжелой степени. Сначала 1–3 прыща на щеках, потом все больше и больше, начали появляться кистозные воспаления. Шрамы, гиперпигментация шли следом. Через пару месяцев я просто не узнавала себя. Каждое утро и вечер, когда я смотрелась в зеркало, я плакала. Мне казалось, что более уродливого человека просто нет. Естественно, все замазывала тремя тоннами тоналки.
Каждый день выслушивала от родственников вопросы: «А что с лицом? А ты пробовала… (сюда можно вставить любой тупой совет — от „умыться спиртом“ до „не использовать косметику“)?»
Пошла к врачу. Первый дерматолог прописал мне «болтушку», она не помогла. Второй взял соскоб на клеща. Совет читателям: если что-то из перечисленного вам предлагают — бегите. Потом начался круговорот бесполезных процедур у косметолога — от чисток до пилингов всех типов. На последнем пилинге мне сожгли лицо, кожа заживала 2 месяца.
Мучения закончились, когда я попала к врачу, который предложил системные ретиноиды. Я, конечно же, испугалась. Слышала много историй — и про бесплодие, и про то, что все вернется, и чуть ли не про отваливающуюся после курса препарата печень. Оказалось, лечение рассчитывается по кумулятивной дозе, ее прописывает врач индивидуально каждому пациенту. Наблюдаться необходимо каждый месяц.
Первый месяц изменений не было, зато было адское обострение, но врач предупредил меня об этом заранее. Было больно даже спать на подушке, лицо пульсировало. Через месяц это прошло. Реальные улучшения начались на 3-й месяц (мой курс длился 6 месяцев). Поры стали меньше, комедоны пропали. Конечно, была страшная сухость, особенно сохли губы. Мне помогали только жирный детский крем и пантенол. Выпадали волосы сильно, зато голову я мыла раз в неделю.
На 6-й месяц кожа стала идеальной. Я просто не узнавала себя в зеркале — уже в хорошем смысле. Мне кажется, такого чистого лица у меня никогда не было, даже в детстве. Кстати, прошли даже прыщи на спине, а там обычно всегда было 1–2 воспаления. Сейчас я поддерживаю результат наружными ретиноидами. Прыщи появляются только перед месячными, густота волос вернулась.
Кирилл, 25 лет
У меня акне началось сравнительно поздно, в 24 года. Буквально за пару недель я превратился в пубертатного подростка, хотя проблем с кожей у меня не было в тинейджерстве. В интернете много писали про способы лечение акне, но я сразу пошел к дипломированному специалисту и, считаю, уберег себя от большого количества бесполезных косметологических процедур. Моя подруга дала контакт своего врача, я ждал запись недели три, но не пожалел.
Врач предложил мне сдать несколько анализов и рассчитал дозу ретиноидов по весу. Интересно, что обострения в начале приема у меня не было, лицо сыпало как обычно. А вот побочных эффектов было сравнительно много. Губы очень сильно облезали и кровили, как будто на дворе мороз –30. Еще жестко ломило кости, я стал уставать быстрее, а для меня как для профессионального спортсмена это настоящая проблема. Но врач сказал, что это норма и нужно просто продолжать отслеживать свое состояние.
Изменения начались на 4-й месяц: прыщей становилось все меньше и меньше. 6 месяцев — и моя кожа стала как шелк, ни одного прыща. Сейчас я уже закончил процесс, врач предупредил, что может быть рецидив, но это будет означать только то, что кумулятивная доза не была достигнута. Но пока все ок.
Лена, 21 год
С детства я страдала от тяжелой формы акне. Грудь, спина, шея — все было в прыщах. Лицо было сравнительно чистым, хотя пара воспалений все же появлялась время от времени. Сначала я пошла с этой проблемой к гинекологу-эндокринологу. Мне прописали оральные контрацептивы. Важный момент: тогда мне было 14. И да, прыщи реально пропали, но только пока я пила таблетки. Затем все вернулось в двойном объеме.
Затем мне дали наружную терапию: то средство действительно работало, кожа стала намного лучше. Но в какой-то момент, лет в 18, я осознала, что работает назначение неидеально, а денег уходит каждый месяц много. Вскоре я услышала про системные ретиноиды. Настоящей проблемой было найти специалиста — все врачи как один твердили, что проблема либо в желудке, либо нужно найти аллерген, клеща и т. д. Ну или вечное «Как родишь, все само пройдет» — классика.
В итоге я нашла своего специалиста (кстати, КОК она оставила, так как беременеть во время приема ретиноидов нельзя, хотя я и не планировала).
Во время курса лечения обострения у меня не было. На 2-й месяц я облезла, очень сильно. Делала маску из пантенола. Раньше еще хорошо помогал CeraVe, но потом он пропал из магазинов. Я нашла замену — крем Bioderma в зеленой упаковке. Линейка специально предназначена для тех, кто лечится от акне.
Никаких других неприятных побочных эффектов у меня не было. Еще и голова была чистой даже на 5-й день, а еще я потела меньше. Сейчас я поддерживаю эффект теми же наружными ретиноидами и выбираю более мягкий уход. Кожа очень радует.
Самира, 28 лет
Для меня системные ретиноиды были сущим адом: мне выпал джекпот из побочек. Облысение, зуд, ломка, депрессия — у меня было все. Особенно меня волновали волосы — до сих пор я не восстановила весь объем, хотя прошло уже почти 2 года. Вообще системные ретиноиды мне назначил первый же дерматолог в диспансере, а когда я умоляла его помочь мне справиться с побочными эффектами, он только пожимал плечами.
В итоге через 2,5 месяца я сама бросила их пить, но делать так никому не советую. Я записалась к другому врачу. На приеме она сказала, что сила побочных эффектов от ретиноидов — это лотерея и индивидуальная предрасположенность. Плюс, скорее всего, мне подобрали неправильную дозу. Новый врач прописала мне наружную терапию ретиноидами, и все прошло. Не знаю, зачем было так страдать. Советую подумать трижды всем, кто задумывается о внутреннем приеме ретиноидов или уже получил рецепт на них.
Настя, 30 лет
У меня акне началось после беременности. Врачи, мягко говоря, были в шоке. Даже в подростковом возрасте у меня не было таких проблем. Назначили ретиноиды, я начала пить их осенью, чтобы не находиться на солнце во время терапии. Улучшение наступило только через 2 месяца, а побочные эффекты сразу — сухость губ и рук. Пальцы были всегда в крови, появился дерматит.
Но все пошло не по плану. Курс длился 6 месяцев и… через месяц после окончания все вернулось. Сначала выскакивали 2 прыща на лбу, потом 3 на щеках. Потом прыщами покрылся подбородок. В итоге стало еще хуже, чем было до лечения. Мой врач предлагает пропить повторно курс, но я не знаю, готова ли. Сейчас ищу другие способы избавиться от акне.
Таня, 24 года
Мне системные ретиноиды не подошли. Мне назначили их при средней степени акне: врач сказал, что оно может прогрессировать.
Мне рассчитали дозу, и курс начался. Улучшения, правда, были, но побочки, которые я получила взамен, не стоят того. Все тело было в дерматите, сухость была в глазах (я ношу линзы, иногда их было невозможно надеть), а также носовых пазухах.
Однажды я пошла на восковую эпиляцию. Никто меня не предупредил, что на системных ретиноидах это запрещено. В итоге у меня был ожог 2-й степени, заживал он долго.
Про менталку я вообще молчу! Те мысли, которые пробегали у меня в голове, были очень страшными. Общее состояние было подавленное. Я ничего не могла и ничего не хотела. Радовал только вид чистого лица. Прыщей, конечно, больше нет, но какой ценой!
Что скажет врач?
Почему кому-то системные ретиноиды помогают, а у кого-то акне возвращается? И как справляться с побочками? На вопросы ответила дерматолог клиники DocMed Евгения Самойлова. Дальше — прямая речь.
Системные ретиноиды используются в дерматологии для лечения разных воспалительных заболеваний. Акне — одно из показаний. Терапию назначают при средней и тяжелой формах. Иногда также назначают при более легких, резистентных к другим методам лечения, или угревой болезни в сочетании с выраженными психоэмоциональными расстройствами по поводу заболевания.
Критические противопоказания — это беременность (установленная или планируемая), период грудного вскармливания, печеночная недостаточность, гипервитаминоз А, выраженная гиперлипидемия (повышенное содержание холестерина). Остальные заболевания рассматриваются в индивидуальном порядке.
Как и любого лекарства, у системных ретиноидов есть побочные действия. Некоторых не получится избежать, например сухости кожи. Эту побочку нивелируют частым увлажнением кожи и слизистых. При других эффектах требуется коррекция дозировки или адъювантная терапия (метод лечения, который назначают после основной терапии для улучшения ее эффективности, — ред.), когда вышеуказанные методы не справляются.
Перед назначением системных ретиноидов нужно сдавать анализы: нужно оценить функции печени и липидного обмена и удостовериться в отсутствии беременности у пациентки.
Препарат можно отменять одним днем, но делать это надо строго под контролем врача. Пациентам, которым не подошли системные ретиноиды (да, такое бывает), мы ищем другие методы: наружная терапия, по показаниям иногда можем подключать системные препараты — антибиотики. Женщинам также можно принимать антиандрогены в разных комбинациях.
Почему у одних акне возвращается через месяц, а у других кожа чистая всю оставшуюся жизнь? Рецидивы, по разным источникам, варьируются от 10 до 40%. Причины могут быть разные. Например, комедональная форма акне чаще дает рецидивы после системной терапии.
Причина рецидива может быть также в неправильно подобранной дозе за весь курс, слишком низкой суточной дозировке или же в нарушении режима приема препарата (частые пропуски). Также по окончании курса рекомендуется длительное использование наружных препаратов 2–3 раза в неделю на постоянной основе. Это снижает вероятность обострения.
Нужно помнить, что акне — это хроническое заболевание, которое в основе имеет генетическую предрасположенность. Поэтому необходимо строго следовать рецепту и советам врача, чтобы достигнуть стойкой ремиссии.