Про донорство спермы слышали многие (как минимум из последних новостей про Павла Дурова), сегодня этой процедурой мало кого можно удивить. Чего не скажешь о донорстве яйцеклеток — оно всплывает в нашем инфополе крайне редко. Чаще всего женщины узнают, что могут стать донорами или реципиентами в вопросе материнства, только когда речь заходит об ЭКО (у самой женщины или, например, у близкой подруги) или когда ищут способ быстро заработать денег (процедура оплачивается).
Мы решили расспросить женщин, которые стали донорами яйцеклеток, как проходила процедура и с какими трудностями им пришлось столкнуться. Без экспертного мнения тоже не обошлись — в конце материала ищите комментарий акушера-гинеколога о подготовке к донорству и его возможных последствиях. Прежде чем перейти к прямой речи, мы расскажем все, что нужно знать о донорстве яйцеклеток, чтобы погрузить вас в контекст.
Краткий ликбез
Донорство яйцеклеток — это медицинская процедура, в ходе которой женщина добровольно сдает созревшие половые клетки — ооциты, они же яйцеклетки. Используют их при ЭКО, чаще всего сразу после изъятия, но иногда замораживают для дальнейшего использования. Эту процедуру нельзя путать с суррогатным материнством: здесь от донора требуются только ооциты, ребенка вынашивает уже сама женщина, которой подсадят яйцеклетки.
Процедуру проводят строго в соответствии с действующим законодательством РФ и оформляют юридически с помощью договоров. Стать донором может только дееспособная женщина в возрасте от 18 до 35 лет, без вредных привычек. Наличие своих детей и отсутствие избыточной массы тела приветствуется.
В анкете донора не обязательно указывать имя и фамилию: у каждого добровольца есть индивидуальный номер, обеспечивающий анонимность. А вот рост, вес, цвет глаз и волос и данные о хронических и генетических заболеваниях придется внести — как и в случае с донорством спермы, ребенок наследует от донора яйцеклеток часть генов.
Стать донором можно несколько раз. Главное, чтобы яичники успели восстановиться, для этого нужно сделать перерыв между программами не меньше 3 месяцев. Передача яйцеклеток происходит только в медицинском учреждении, имеющем все необходимые сертификаты. После нее донор получает денежное вознаграждение — от 50 000 до 120 000 рублей в зависимости от региона.
Теперь, когда мы рассказали вам суть процедуры, передаем слово нашим героиням.
Надежда, 26 лет
Стала донором в Китае
В 2021 году я прошла программу донорства яйцеклеток. Мой центр находится в Китае. Обратилась туда по совету подруги, она проходила ту же программу за год до меня. Причина — были нужны быстрые деньги. Долго думала, как их получить, и вот нашла такой способ. После проведения процедуры мне заплатили 8 000 долларов.
Началось все с интервью, оно проходило онлайн. Меня расспросили о здоровье, о родителях и бабушка-дедушках, о хронических заболеваниях, попросили предоставить справки от российских врачей и фото для анкеты. Дня через 3–4 пришло подтверждение: я подхожу. Мне оплатили билеты и проживание. Через неделю я уже летела в Пекин.
В клинике меня встретили и сразу отправили на обследование. Первый этап — УЗИ органов малого таза. По нему доктор подтвердил, что я точно могу стать донором. После меня занесли в базу потенциальных доноров. Через полторы недели мне позвонили менеджеры клиники со словами: «Мы нашли реципиента, приезжай».
Начались обследования. У меня идеально совпал цикл и с реципиенткой, и с требованиями к обследованию — только на 2–5-й день можно оценить фолликулярный резерв. Я как раз в него и попала. Снова УЗИ, затем мазки, анализ крови и т. д. Также проходила обследование у психиатра. Если результаты хорошие, начинается гормонотерапия. Я сразу представила, что располнею, у меня начнут расти усы и далее по списку. Врач рассказал, что ничего страшного тут нет. Это просто стимуляция яичников, чтобы вызвать суперовуляцию.
Гормонотерапия длилась 2 недели — это когда каждый день уколы в живот. Каждые 3 дня врач проверял по УЗИ рост фолликулов и состояние яичников. Живот очень болел от инъекций, кожа была постоянно красная, вырос аппетит. Подруга, которая проходила программу до меня, говорила, что могла разреветься от вида старичка или животного, у себя я такого не заметила.
После гормонотерапии врач назначил день извлечения яйцеклеток. Занимает эта процедура около 15 минут, яйцеклетки извлекают трансвагинальной пункцией. В назначенный день я приехала в клинику, мне дали халат, шапочку, анкету для анестезиолога. Через 15 минут я заснула, а проснулась уже в кровати с теплым одеялом и обедом на соседнем столе. Мне заказали такси до отеля и выдали справки.
После процедуры меня накрыла волна страхов: что я сотворила со своим организмом? Начала читать исследования про появление опухолей от гормоностимуляции. От пункции болели яичники (кстати, этот симптом не проходил еще год), сбился цикл. В итоге где-то треть денег я потратила на повторные обследования в Москве — УЗИ, анализы, онкомаркеры. Благо все обошлось. Врач, к которой я попала на прием, сказала, что к ней часто приходят испугавшиеся после донорства девушки. Быстрых путей заработка я больше не ищу.
Алина, 28 лет
Трижды становилась донором в России
У меня уже есть ребенок, но пару лет назад я решила помочь и другим женщинам. 3 раза я становилась донором яйцеклеток: 2 раза в Питере и 1 раз в Москве. В Москве платили больше — около 85 000 рублей, в Питере — 60 000–65 000 рублей.
В первый раз я проходила настоящий отбор и собеседование с полной проверкой моего здоровья — от аллергий до генетических заболеваний моего прадеда. Вторые два раза это было не нужно, меня занесли в какую-то единую базу. Я делала все анонимно, поэтому моих фотографий там нет.
Где-то пару месяцев мне искали реципиентку. После того как нашли, выяснилось, что у нас с ней не совпадает цикл. В такой ситуации донора обычно «подстраивают» оральными контрацептивами. Я принимала их в первые дни цикла и пила до начала менструации у моей реципиентки. После отмены таблеток циклы синхронизируются.
Зачем начинается терапия гормонами. Я колола 2 недели в живот комплекс, который мне лично прописал врач для овуляции. Инъекции ты делаешь сама в строго определенное время. Периодически нужно было проходить обследования, врач корректировал дозу гормонов и проверял рост яйцеклеток.
Во время терапии у донора может проявиться синдром гиперстимуляции яичников, так что нужно быть особенно осторожной. У меня он был в легкой форме: перемены в настроении, тошнота и т. д. Мне этот период чем-то напомнил первый триместр беременности в сочетании с отравлением. Постоянно тошнит, нестабильный стул, еще и плачешь постоянно.
После терапии у меня извлекли яйцеклетки: в первый раз их было около 15, во второй и третий — по 17. После процедуры никаких проблем со здоровьем у меня не было. Обе мои клиники предлагали мне полноценные обследования, отвечали на все вопросы. В московской у меня даже до сих пор есть скидка на все услуги.
Деньги выплачивали практически сразу после забора яйцеклеток, никаких налогов нет, так как юридически это расценивается как вознаграждение.
Айнура, 30 лет
Стала донором в России
Я стала донором пару лет назад. Сразу скажу, нужны были деньги на лечение близкого человека. Этот способ оказался самым быстрым из возможных, а вознаграждение было достаточно большим.
Сама я никогда детей не планировала, поэтому за овариальный резерв не сильно беспокоилась (знаю, что часто многие девушки боятся его истощения). У меня была другая проблема: с точки зрения моей религии донорство все же не совсем правильно. Дома я никому не рассказывала, потому что знала, что семья осудит. Поделиться было не с кем, поэтому все сомнения, страхи и упреки у меня были внутри.
Клиника находилась в Казани, все интервью и обследования я прошла успешно. В базу меня внесли анонимно, быстро нашли реципиентку. Сначала нужно было сравнять наши циклы, для этого я пила таблетки. Затем ездила каждый день на гормональные уколы. Было неудобно, так как параллельно я работала, и мне постоянно нужно было отпрашиваться с работы на час.
Чего я точно не ожидала, так это побочек от гормональной терапии. Постоянно тошнило, у меня появилась одышка, слабость. Врачи сразу сказали, что нельзя допускать обезвоживания, поэтому я постоянно пила воду с электролитами. Мне также дали контакт медсестры, к которой я могла обратиться в любое время: и ночью, и днем, и в праздники.
Через 12 дней мне назначили день пункции. В клинике меня положили в палату и под общим наркозом забрали 12 яйцеклеток. Проснулась я с дикой жаждой. Врачи предложили чай с сахаром и посоветовали ехать обратно домой на такси. Лишних денег у меня не было, но живу я не так далеко, поэтому домой отправилась на автобусе. Еще несколько дней после я просто лежала тряпкой.
Кстати, с девушкой-реципиентом мы пару раз пересеклись в клинике, так что вышло совсем не анонимно. Также я подписала несколько бумаг, в которых подтверждала, что не имею прав на ребенка. Своих детей не родила и рожать не планирую.
Александра, 32 года
4 раза становилась донором в России
Я стала донором яйцеклеток задолго до того, как это стало мейнстримом. Друзья теперь зовут меня женской версией Павла Дурова. На самом деле у меня не было миссии заполонить своими генами Землю. Мне просто хотелось быть полезной обществу. Показалось, что это крутая возможность, еще и платят. Так что почему бы и нет?
С выбором агентства не парилась — кликнула на вторую ссылку в поисковике. Там все 4 раза и сдавала. После того как одобрили мою кандидатуру, я пошла к врачу. Врач сделал УЗИ, провел несколько анализов. Затем началась подготовка: ежедневные инъекции гормональных препаратов, несколько контрольных УЗИ и назначение дня пункции. Последняя процедура проходит полностью под наркозом, так что бояться нечего.
После нужно было провести несколько часов в клинике, просто чтобы безопасно отошел наркоз. Потом можно ехать домой. У меня после была небольшая боль внизу живота, вздутие и слабость, это частые симптомы.
У меня, кстати, был страх игл перед первой процедурой, но после ежедневных уколов в живот и бесконечных анализов крови финальная пункция казалась просто детским лепетом. Это еще и самая быстрая часть. Особых проблем не было, только на третьем донорстве на животе появилась гематома от уколов.
Сейчас у меня уже 2 своих детей, и я решила, что мне достаточно. Свой «долг» перед человечеством я точно выполнила сполна.
Анна, 27 лет
Стала донором в России
Я стала донором для своей подруги, у которой не получалось самостоятельно завести ребенка. Они с мужем перепробовали несколько способов, в итоге врач предложил им ЭКО. Они долго искали донора, и я в шутку предложила им свою помощь, но прикол зашел слишком далеко.
Я видела, как страдала моя подруга, поэтому все же обдумала это предложение. Прошла обследование в клинике, принесла все справки (особенно интересно с такой историей было брать ее у психиатра). По всем признакам я подходила.
Дальше началась синхронизация циклов, гормоны и пункция. Самым странным было осознавать, что у нас с подругой теперь абсолютно другой уровень отношений. Она очень поддерживала меня, а я ее. Мы будто действительно стали сестрами.
У меня были жесткие симптомы во время суперовуляции: я столкнулась с синдромом гиперстимуляции в легкой форме. Госпитализация была не нужна, но врачи все равно постоянно наблюдали за мной, а подруга так вообще на время переехала ко мне. 24/7 я могла общаться с медсестрой.
День пункции был отмечен красным в моем календаре. Я очень боялась, но на деле это самая простая часть всего процесса. Ты просто приходишь и засыпаешь, просыпаешься уже свободной, и за тобой все ухаживают. Кстати, после процедуры у меня даже живот не болел. Только на следующей овуляции слегка покалывало в области яичников.
Подруга недавно родила. Я шутила, что теперь ее очередь страдать. Не знаю, будут ли они рассказывать об этом всем дочке, но я очень рада, что теперь мы действительно как одна семья. К дочери подруги приезжаю почти каждую неделю. Опережая все вопросы, нет, никакой околоматеринской привязанности у меня нет. И даже намеков не это не было. Я не считаю этого ребенка даже на четверть своим да и юридически не имею на это права.
Что скажет врач
Как подготовиться к донорству и можно ли назвать эту процедуру безвредной для организма? Спросили у акушера-гинеколога сети клиник женского здоровья «Медок» Александры Евграфовой. Дальше — прямая речь.
Потенциальный донор проходит медицинское обследование, предусмотренное приказом № 803Н МЗ РФ от 31.07.2020 «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению». В процессе нужно получить заключения от врача-генетика, психиатра и психиатра-нарколога, а также пройти полное обследование у врача-терапевта и акушера-гинеколога.
Какие анализы нужно сдать:
- электрокардиограмма;
- флюорография легких;
- УЗИ органов малого таза и молочных желез;
- цитогенетическое исследование;
- анализ группы крови и резус-фактора;
- анализ на антитела к бледной трепонеме и вирусу краснухи в крови;
- анализ на антиген вирусов гепатита B, C и ВИЧ;
- общий клинический и биохимический анализы крови;
- коагулограмма;
- анализ мочи;
- общий и цитологический мазки;
- мазок на инфекции, передающиеся половым путем;
- исследование уровня ФСГ (фолликулостимулирующего гормона) на 2–5-й день менструального цикла.
Если обследование не выявило проблем, весь дальнейший процесс проходит под контролем врача-репродуктолога. Он выбирает препараты и схему для стимуляции овуляции, чтобы получить за один цикл большее количество яйцеклеток (6–8 штук и более).
Эффективность стимуляции оценивают с помощью УЗИ, при необходимости врач может скорректировать схему или препараты. Когда ооциты достигают нужного уровня развития, врачи выполняют забор материала для заморозки и дальнейшего использования в программах ЭКО.
Процесс забора яйцеклеток проходит под внутривенным наркозом в присутствии анестезиолога. Операция безболезненная и, как правило, длится 10–15 минут. В ходе операции репродуктолог вводит специальную иглу в яичник через заднюю стенку влагалища и забирает донорские клетки. Для достоверности пункции процесс контролируют при помощи УЗИ.
После забора яйцеклеток у донора могут появиться специфические симптомы:
- непостоянная головная боль;
- перепады настроения;
- более выраженный предменструальный синдром в цикле, когда была стимуляция гиперовуляции;
- усиление либидо;
- отечность;
- небольшие кровянистые выделения из влагалища;
- дискомфорт внизу живота после пункции.
Появление таких жалоб не повод для беспокойства. Эти последствия сдачи яйцеклеток обусловлены гормональной стимуляцией и пункцией. В большинстве случаев они носят преходящий характер, не представляют угрозы для жизни женщины и не требуют коррекции со стороны врачей.
Самым серьезным последствием донорства может стать синдром гиперстимуляции яичников (СГЯ). Вероятность его развития зависит от схемы протокола и грамотности репродуктолога в подборе препаратов. Такое осложнение возникает у 0,5–14% женщин.
Снизить риски развития СГЯ поможет индивидуальный подбор протокола. Поэтому необходимо тщательно подходить к выбору репродуктивной клиники, отдавая предпочтение центрам с хорошей репутацией.